ДПФ
Фото: Т. Измайлова.

Когда и как автономный флот может стать реальностью

Татьяна Родионова.

Когда и как автономный флот может стать реальностью на международных водных путях – этот вопрос впервые комплексно был рассмотрен специалистами  в ходе встречи в Москве.

Круглый стол на тему «Международное судоходство с использованием автономного флота. Инфраструктурные вызовы и барьеры при пересечении границ», организованный ФГКУ Росгранстрой и Общероссийским Движением поддержки флота (ДПФ), состоялся 21 июня 2024 года на ВДНХ, в павильоне № 15 «Транспорт России».

Для участия в работе круглого стола были приглашены руководители и эксперты отраслевых и промышленных организаций, государственных, общественных организаций, высших учебных заведений.

На открытии КС выступили председатель Правления ДПФ капитан 1 ранга В. П. Мальцев, заместитель председателя Правления ДПФ А. Б. Володин, заместитель директора Департамента государственной политики в области обустройства пропуска через государственную границу Министерства транспорта РФ М. М. Раденко.

Тему автономной навигации подробно рассмотрел А. Г. Родионов (АО «Ситроникс КТ») в своём выступлении “Международное судоходство с использованием автономного флота” . В частности, он остановился на вопросе разработки системы маневрирования как морских, так и речных судов, уточнил, чем автономные суда отличаются от цифровых. В перспективе специалисты видят процесс судовождения «с берега», без участия человека на борту.

Уже имеется некоторый опыт подобного судовождения. Что касается морских перевозок, докладчик назвал сухогруз «Пола Анфиса», танкер «Михаил Ульянов», железнодорожные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», самоходную шаланду «Рабочая». Также практика уже коснулась ряда речных судов.

На сегодняшнем этапе имеются разнообразные барьеры в развитии технологий автономного судовождения – от технологических до законодательных и кадровых.
Отвечая на вопросы участников КС, эксперт отметил, что машина способна построить правильный маневр, а человек – не всегда. При этом безопасность прохождения судов, в том числе на встречных курсах, обеспечивается именно согласованием маневров. Также в аудитории возник интерес к вопросу о том, не будет ли внедрение подобной практики судоходства означать «выдавливание» человеческой составляющей.

В. В. Якунчиков (Российский университет транспорта – МИИТ) представил доклад «Инициативы России для ИМО в области автономного судовождения и подготовка кадров для МАНС».

(МАНС – морские автономные, или дистанционно управляемые, надводные суда. По мнению специалистов, внедрение автономного судовождения должно повысить безопасность на море за счёт сокращения количества ошибок по вине «человеческого фактора». – Ред.)

Представитель РУТ указал на эксперименты в области МАНС в таких странах, как США, Франция, Великобритания, отметил перспективы перехода в сфере данной стратегии к коммерческому флоту в Норвегии, Китае, Южной Корее, Японии, привёл пример коммерческого автономного судна «Джи Фей» (Мудрый дракон). Отдельная тема – создание речных такси и переправ-автоматов в США, странах Бенилюкса, в Скандинавии.

В ИМО (Международной морской организации) сейчас активно ведётся работа над кодексом МАНС. Имеются прогнозы, что объём рынка МАНС к 2040 году достигнет 17 процентов.

В нашей стране началась подготовка специалистов для МАНС. В частности, в 2024 году она связана с направлением «Судовождение с правом эксплуатации МАНС».

Специалист остановился и на проблемах МАНС, в том числе, по его оценке, они связаны с практически отсутствием спутниковой связи для автономного управления.

Тему «На пути к умному порту» осветили  В. В. Алфёров и А. Замолотчиков (РУТ – МИИТ). В частности, была представлена география портовых инфраструктур по всему миру, параметры готовности отечественной нормативной базы, особенности системного подхода, а также вызовы и барьеры.

На вопросе «Направления развития пунктов пропуска через государственную границу в морских и речных портах» подробно остановился А. Б. Володин (ФГКУ «Росгранстрой»). Одним из актуальных стал вопрос об ускоренном движении судов в «зелёных коридорах», например, по Севморпути. При этом, заметил выступающий, стоит задуматься над тем, всех ли пускать в этот «зелёный коридор».

Про «Комплекс программных средств «Портал Морской порт»: функциональные возможности и перспективы развития» рассказала Д. А. Тернова (Федеральная таможенная служба России). В ходе выступления она указала на такой важный вопрос, как скорость совершения таможенных мероприятий, и на проведение в ФТС ряда реформ в последние годы.

Также на КС выступил представитель компании «Семарко», который акцентировал внимание на перспективной работе автономного флота в Латинской Америке – Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, – на создании условий для круглогодичного судоходства и на возможном расширении российского присутствия в Южной Америке.

Суммируя сказанное, А. Б. Володин в заключительном слове на КС подчеркнул, что данная встреча стала первым подобным мероприятием, где специалисты и эксперты комплексно обсудили проблему, вынесенную в повестку дня.

В завершение встречи председатель ДПФ В. П. Мальцев провёл награждение ряда участников грамотами и ценными подарками. А. Б. Володину и  руководителю Отдела организационно-региональной работы ДПФ Г. П. Толузакову были вручены наградные кортики.

Все вышеприведённые фото: ДПФ.

Два фото: Т. Измайлова.

Ранее сообщалось, что Председатель Мосгордумы принял участие в форуме городов стран БРИКС+.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии