Лоцманская служба России под эгидой государства, выполняя одноврeмeнно задачи обeспeчeния экологической безопасности, сможeт стать мировым брeндом, – считаeт экспeрт, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова.
“В мае нас ожидает знаковое международное событие – председательство Исландии в Арктическом Совете перейдёт к Российской Федерации на период 2021-2023 гг. Основу Арктического Совета, этого ведущего межправительственного форума, составляет арктическая восьмёрка стран – членов Совета: Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия. Ряд неарктических стран являются наблюдателями.
Глобальным фактором арктической повестки, объединяющим всех, является экологическая безопасность и природоохранная деятельность в Арктике. На основании ст.234 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) Россия обеспечивает безопасность мореплавания и охрану окружающей среды в акватории Севморпути. Планы по развитию этого национального транспортного коридора изложены в ряде документов долгосрочного стратегического планирования.
Ключевым аспектом развития СМП является государственный контроль за международным судоходством в российских водах и безопасность мореплавания, от чего напрямую зависит экология Арктики. По статистике из всех аварий морских судов в Мировом океане 90% происходит в прибрежной зоне, большая часть из них в проливах и узкостях, а 70% из них – в портах и на подходах к ним. И здесь необходимо сказать о лоцманских службах, которые в зарубежных морских странах имеют давние традиции и регулируются отдельным законом.
Мировой тренд в организации лоцманской проводки сегодня – это государственные лоцманские службы либо некоммерческие организации лоцманов, что обеспечивает отсутствие конкуренции на одной акватории и контроль государства за лоцманской проводкой. Так обстоят дела и в странах Арктической восьмёрки. К примеру, в Норвегии, Швеции, в Финляндии лоцманские службы государственные. В других странах есть практика федеральных и муниципальных лоцманов (США, Канада).
Работа лоцманов относится к сфере публичных интересов государств в части обеспечения безопасности мореплавания в национальных акваториях и сохранения водной среды жизнеобеспечения человечества. В своих оценках и действиях лоцманы должны быть независимы от влияния коммерческих интересов частных лиц – судовладельцев, грузовладельцев, владельцев терминалов.
Именно благодаря эффективной организации и развитию своих лоцманских служб прибрежные страны участвуют в глобальной миссии по предотвращению аварий, разливов и загрязнений на море. В основе лежит принцип универсального обслуживания – безопасная и эффективная лоцманская проводка в равной степени без какой-либо дискриминации для всех пользователей портов.
«Конечным выгодополучателем лоцманской услуги является государство и его народ», – такова позиция Европейской и Международной ассоциации лоцманов (EMPA и IMPA). В данном случае важна консолидация усилий в части недопущения коммерциализации лоцманских служб и рыночной конкуренции среди них на одной акватории лоцманской проводки.
В международно-правовом поле лоцманская деятельность осуществляется в рамках целого ряда конвенций ООН, резолюций ИМО, позиции Европейской и Международной ассоциации лоцманов. Среди основных документов – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., часть XII которой посвящена защите морской среды (ст.192, 235,218 и 219), Резолюция ИМО А.159 (ES.IV), рекомендующая государствам–членам ИМО организовать у себя систему лоцманского обслуживания наиболее эффективным способом, резолюция ИМО А.960, регламентирующая подготовку, квалификацию и порядок работы морских лоцманов, а также резолюция ИМО А 1081, которая содержит рекомендации по работе лоцманов открытого моря на Балтике.
В 2020-м году на рассмотрение Государственной Думы был внесён проект федерального закона о создании государственной лоцманской службы России, как это в том или ином виде есть у наших партнёров в Арктическом Совете. Его принятие позволит полностью поставить под контроль государства лоцманское обеспечение во всех морских портах РФ, в том числе работу лоцманов открытого моря, деятельность которых необходима для обеспечения ледовой лоцманской проводки на акватории Севморпути, но пока нормативно недостаточно урегулирована.
В лоцманском секторе накопилось много вопросов, не урегулированных в правовом отношении. В Кодексе торгового мореплавания РФ регулированию деятельности морских лоцманов посвящена отдельная глава, но в нём отсутствуют требования к лоцманским организациям, обеспечивающим процесс лоцманской проводки. Нет их и в подзаконном акте – Положении о морских лоцманах.
КТМ РФ перенял структуру КТМ СССР, который также не регулировал деятельность лоцманских организаций, но отсылал к «Положению о государственных морских лоцманах», в соответствии с которым «Государственные морские лоцманы входили в состав лоцманских служб» (п.2), находящихся «в подчинении капитанов морских портов» (п.3). В СССР в правовом плане не существовало морских лоцманов вне лоцманских организаций, и весь процесс лоцманской проводки был полностью подконтролен государству. В нынешнем законодательстве России правовое регулирование деятельности морских лоцманов и деятельности лоцманских организаций практически никак не связано, что фактически выводит из-под контроля государства процесс лоцманской проводки.
Помимо необходимости чёткой правовой регламентации лоцманского сектора основная идея здесь – создать в современной России свою единую современную высокотехнологичную Лоцманскую службу и позиционировать её как мировой российский бренд, которым наша страна сможет гордиться. В данном вопросе именно такая высокая планка должна стоять для России как одной из ведущих морских стран на карте мира, страны, которая должна быть лидером и законодателем мод в мировой морской политике.”
Анна Горнова
Координатор проекта «Морская политика»
Центра стратегических оценок и прогнозов