ветераны ВМФ
Р. В. Балакирев второй слева. Фото из личного архива Р. В. Балакирева.

Ветеран ВОВ мичман Балакирев: При мне испытывали первый Луноход

Ветеран Великой Отечественной войны Рем Васильевич Балакирев, член Объединённого Совета ветеранов ВМФ МКВВ, рассказал редакции «МиК» о своём боевом и трудовом пути. Ветеран  поделился воспоминаниями об окончании военно-морской службы и о том, как трудовой путь привёл его в космическую промышленность.

На флоте Р. В. Балакирев прослужил до 1951 года. Возвратившись в 1947 году из Германии, служил на Черноморском флоте, в составе 3-й бригады траления ЧФ. Тралили Чёрное море. С 1950 г. начался период службы в Главном Штабе ВМФ в Москве, где в 1950 году он получил звание старшины 1 статьи. В это же время наконец удалось завершить прерванную учёбу и окончить 10 классов. В 1951 г. прошла демобилизация, Балакирев остался на сверхсрочную службу. В 1953 г. ему присвоили звание главстаршины, а в конце 1954 г. – звание мичмана. Службу там же, в Главштабе, военный моряк закончил в 1955 г.

Р. В. Балакирев:

“Контр-адмирал Еремеев, ранее бывший замначальником Штаба Днепровской флотилии, предложил мне лететь вместе с ним в Севастополь, служить на ЧФ. Однако по семейным обстоятельствам я остался в Москве и поступил на стройку по комсомольской путевке в системе Главмосстроя. Потом пришёл на Карачаровский механический завод, где делали лифты и подъёмники”.

Однако самое продолжительное время Рем Васильевич проработал в качестве прикомандированного  на «заводе Лавочкина» – теперь это НПО имени С. А. Лавочкина, предприятие ракетно-космической промышленности в составе госкорпорации «Роскосмос».

Р. В. Балакирев:

«При мне испытывали первый Луноход – непосредственно к нему мы отношения не имели, но вели монтаж в этом помещении, – рассказал ветеран. – В основном мы делали металлоконструкции. Луноход стоял уже готовый. Это был целый цех, около Лунохода находились конструктора, а мы рядом работали. «Можно потрогать?», – спрашиваем как-то. «Ну, потрогайте!..» Недели три мы там проработали».

Как-то от завода Балакирева послали в командировку на одно из подмосковных предприятий, где нужно было обеспечивать испытание спутников специального назначения. Таких командировок у Рема Васильевича было две:

«На этом заводе, где я работал – примерно полгода мы туда ездили – стояла 600-кубовая нержавеющая камера. Она была предназначена для испытания спутников, которые запускались. С одной стороны её находилась японская лампа, она разогревалась до шестисот и более градусов. С другой стороны – холодильные установки, допустим, они охлаждали до минус 173-х градусов. И запускали в эту камеру изделие. Перед запуском камеру надо было обезвоживать. Допускался вакуум в минус одиннадцатой степени. Нас – шесть-восемь человек, в руках тампоны, 3 литра спирта с одной стороны, 3 литра спирта – с другой. И спиртом всю стенку обезвоживали. Когда выходили из этой камеры, у некоторых кровь из носа шла.

Всё испытали, запустили спутник. Он где-то пролетел, что-то сфотографировал, – ну и «ура», военпред прибежал, начал нас обнимать… И я уехал в командировку в Приозёрск, на Балхаш. Там ставили антенны, которые ловят сигнал со спутника.

Я долго там работал. Два или три раза по шесть месяцев там бывал. Семья в Москве оставалась. Отбыл шесть месяцев – и шесть месяцев в Москве работаешь. Меня всегда на завод Лавочкина командировали. Я был бригадиром монтажной бригады. Мы делали разные изделия для спутников.

Как-то прилетел на Балхаш, а мне говорят: «Давай в Министерство Спецмашмонтажа». Наш управляющий Беликов, как оказалось, телеграмму туда дал. Я приехал, и мне там орден Трудового Красного Знамени вручили.

На Западной Украине, в Хмельницком, наш Спецмашмонтаж устанавливал и антенны, и крыши для ракетных шахт, и прицельное оборудование. Для представления о работе: вот так называемый арматурный отсек. В нём давление доходит чуть не до 600-700 атмосфер. Или крыша шахты: она была весом 300-400 тонн, «шла» чуть не 30-40 минут, её оттягивали на канатах. А потом уже сделали крышу в 6-7 тонн. Есть разница?

Был также в Алма-Ате. Там тоже были вот эти старые крыши, в 300-400 тонн. Это ещё в 1968 году. Старые снимали, делали новые. Работал я и на Кавказе, в Майкопе», – рассказал ветеран.

Помимо ордена Трудового Красного Знамени, которым он был награждён в 1976 году, Рем Васильевич Балакирев имеет ряд других правительственных наград: медаль «За взятие Берлина» (в 1945 г.), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (в 1946 г.), орден Отечественной войны 2-й ст. (в 1985 г.).

«А медаль «За боевые заслуги» в 1954 г. мне вручил Адмирал Флота СССР Н. Г. Кузнецов», – завершил свой рассказ Рем Васильевич.

Ранее сообщалось, что учёные МАИ начали создавать технологию для постройки жилья на Луне.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии