Выставка «Корабельная архитектура» напомнит о достижениях морской науки и судостроения в преддверии конференции «Корабельные чтения», – сообщили в медиасекторе Музея Мирового океана.
На выставке будет представлена коллекция миниатюрных судомоделей Юргена Брюманна.
В то же время «Корабельная архитектура» станет прологом конференции «Корабельные чтения», которая проводится музеем совместно с Калининградским областным отделением РВИО при поддержке АО «Объединенная судостроительная корпорация». Встречи посвящены современному судостроению, особенностям проектирования и строительства современных научно-исследовательских судов, тенденциям малого судостроения, актуальным направлениям деятельности музеев в деле сохранения объектов морского наследия, сохранению музейных судов.
Во все времена людей манила бескрайняя океанская ширь. Моря открывали дороги в дальние страны, а суда и экипажи сквозь шторма и бури становились первопроходцами к новым землям. В работе над конструкцией судов корабельные мастера стремились и к прочности, и к изяществу форм, сочетая на борту изваяния богов, призванных защищать корабль от напастей, со стремлением придать строгую функциональность каждой детали.
Неповторимое сочетание обводов корпуса, мачт, расположения надстроек называют корабельной архитектурой. Корабль – это дом. А для членов экипажа это еще и кусочек родной страны, целое государство. Менялись эпохи, стили, материалы для постройки судов, но корабельная архитектура во все времена остается особым видом инженерного искусства, заставляя нас любоваться красотой кораблей и восхищаться их создателями.
Когда-то корабельная архитектура была больше ремеслом, чем наукой. О пригодности корабля к плаванию судили, глядя на модель или прототип. Форма корпуса судна описывалась эпитетами «красивый», «справедливый», «правильный». Впервые применил математические расчеты для построения «размерений корабля» англичанин Э. Дин, и в 1670 г. вышла его работа о корабельной архитектуре. К концу XIX в. судостроительные дисциплины разделились на специальные науки: теория корабля, строительная механика, технология судостроения и другие.
Важнейшие теории, касающиеся проектирования и строительства кораблей и судов, были сформулированы русскими и советскими инженерами.
Классические труды по корабельной архитектуре (в том числе теории кораблестроения) написаны выдающимся отечественным ученым А. Н. Крыловым. Отечественные корабелы разработали первые в своём роде типы судов. Труды вице-адмирала С. О. Макарова воплотились в постройке первого в мире ледокола арктического класса «Ермак». Инженер-изобретатель М. П. Налётов стал создателем первого в мире подводного минного заградителя — подводной лодки «Краб». Корабельный инженер И. Г. Бубнов разработал проект первой русской подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания — «Дельфин» и другие. Среди наших современников ведущим разработчиком всех подводных лодок конструкторского бюро «Рубин» является И. Д. Спасский.
Музей Мирового океана приглашает восхититься достижениями морской науки и судостроения на выставке «Корабельная архитектура». Гости увидят произведения живописи и графики из фондов музея, а также партнёров – Калининградского областного историко-художественного музея, Калининградского областного музея изобразительных искусств.
Также в зале впервые будет представлено собрание миниатюрных судомоделей из коллекции Юргена Брюманна. Напомним, миниатюры были переданы Музею Мирового океана по завещанию владельца и прибыли в музей в июне 2023 года. Специалисты предполагают, что на сегодня это самая крупная коллекция образцов военной и другой техники, стоявшей на вооружении СССР, ГДР и Польши в послевоенное время.
Выставка «Корабельная архитектура» будет открыта для посещения с 1 ноября.
Морской выставочный центр Музея Мирового океана, Светлогорск, ул. Ленина, 11 (здание «Янтарь-холла»).
Ранее сообщалось, что музейная яхтенная регата “Россия на Балтике” станет ежегодной.