Татьяна Родионова.
У художника Юрия Попкова космос его творчества соприкасается с космосом внешним – миром людей – тем множеством порождённых размышлений, которые есть содержание его картин.
По-гречески «космос» – это и космос как Вселенная, и люди, и мир. Юрий Николаевич Попков – художник-философ, и, когда смотришь на последовательно, год за годом, появляющиеся его новые картины-размышления, понимаешь, что это не просто изобразительное искусство, но и, если позволительно так выразиться, изобразительная философия. Она осмысливает сегодняшние процессы, она развивается.
Выставка работ почётного члена Российской академии художеств Юрия Николаевича Попкова «Время камней» открылась на Кузнецком мосту, 20. Конечно же, название выставки непременно вызовет библейские ассоциации. Но, что ещё важнее, картины эти – не отображение отвлечённых образов, но проникновение в тенденции нашей реальной жизни – как светлые, так и, увы, не всегда радующие.
Тем не менее творчество Юрия Попкова, на мой гуманитарный взгляд, имеет печать некой парадоксальности, и в ней как раз тревожные мотивы и обретают подтекст развития, а значит, и возможность позитивного разрешения. На выставке не раз довелось слышать слова: «светлое творчество», которые произносили коллеги и зрители, говоря о творчестве художника. Мне бросилось в глаза одно обстоятельство: на картинах Юрия Попкова очень много молодых: юношей, девушек, молодых женщин и мужчин. Наверное, можно и не развивать далее эту мысль о молодой жизни: каждый знает, какую главную идею несёт молодость…
Так «разбрасывать камни» или «собирать камни»? Должен ли художник давать ответ? Посмотрите на картины: и старшие поколения, и молодёжь на них очень разные. Это и мир семейного тепла, и некий бросок в неизвестность внешнего мира, и поиск себя, и грех, и покаяние. Люди совершают разные поступки, движимые разными мотивами. Вот одна из подписей к картине (кстати, Юрий Николаевич снабжает свои живописные работы ещё и краткими словесными пояснениями, что делает мысль художника открытой и понятной):
«Бегущие, сломя голову, к свету»:
«Откуда и куда они бегут? Всё больше и больше множится число бегущих людей от бед и войн, усиливая трагедию цивилизации. Они бегут сломя голову к свету. Но свет бывает и мнимый, прельщающий, а люди бросают всё ради будущего благополучия, потерянного на родной земле. Оторванные от корней растения живут недолго и несчастливо».
Это было написано в 2016 году.
Или картина «Связанное зло», 2018 год создания:
«Раньше мы были слепы и обмануты в своих ожиданиях лучшей жизни, – пишет художник, – и не понимали, кто и что есть зло. Но с помощью высших сил, желающих добра человечеству, зло открыло своё забрало, как сказано в Священном писании. И видим, от кого и откуда исходит беда, угнетающая людей по всей Земле. Осталось только набраться сил, чтобы связать и уничтожить силы зла».
Не правда ли, как вовремя сказано?..
Наша Земля со всеми нами – частица Космоса, летящая в бесконечности, добро и зло – вечные стороны бытия. Но добро взывает к труду, подчас тяжелейшим, но плодотворным усилиям, чтобы уравновешивать эти вечные чаши весов. На что направить свои труды? Картины Юрия Попкова – нередко картины-предсказания – помогают понять этот путь.
Ранее сообщалось, что Литературная кают-компания собрала почитателей “русского Дюма”.
Замечательная статья. Очень хорошо и правильно прочувствованы направления образа мыслей художника.
Спасибо, Татьяна
Желаю Вам той широчайшей аудитории, которой достойно Ваше творчество!