Арктика
Фото: издательство "Паулсен".

Следы трёх капитанов пока остались загадкой Арктики

Следы трёх капитанов – Седова, Брусилова и Русанова, возглавлявших русские экспедиции, пропавшие в Арктике, пока не привели к разгадке тайны северных драм. О новых книгах, посвящённых поискам ответов на многочисленные вопросы, рассказывает издательство “Паулсен”.

В этом году исполняется 110 лет трём русским экспедициям, пропавшим в Арктике. До сих пор до конца неизвестно, что же на самом деле случилось с Седовым, Брусиловым и Русановым и их спутниками. Несмотря на многочисленные находки, обнаруженные во время поисков, вопросов во всех трёх драмах по-прежнему остается больше, чем ответов. На часть из них попытались ответить авторы книг, вошедших в июльскую подборку.

Андрей Зобнин. «Экспедиция Седова. Пропавшая могила и исчезнувший «Фока»

В августе ждём выхода новой книги! Историк Андрей Зобнин пытается разобраться, почему до сих пор не найдена могила Г. Я. Седова. Проведённый документальный разбор и анализ свидетельств о последних днях Георгия Яковлевича задают направления для дальнейших поисков. Кроме того, в книге впервые подробно описана «жизнь» и судьба легендарного судна «Святой великомученик Фока».

Раиса Неяглова-Колосова, главный редактор издательства «Паулсен»:

«Интерес к Седову всегда был очень большим. Ведь на тот момент это была единственная русская экспедиция, организованная для покорения именно Северного полюса. Другие полярные путешественники в первую очередь хотели пройти Северным морским путем и связать европейскую часть России с Сибирью, чтобы наладить между ними торговые связи. Седов же шёл с патриотическим желанием установить русский флаг на вершине мира».

В серии «Библиотека полярных исследований» уже выходила брошюра А. Зобнина «Что случилось с экспедицией Русанова». Автор даёт свою версию того, что же произошло с Русановым и его командой после гибели «Геркулеса». Зобнин собрал воедино все факты об одной из самых загадочных полярных экспедиций XX века. Книга легко читается, насыщена малоизвестными подробностями и может быть полезна для первого знакомства с историей Русанова и его команды.

«Долгая выдержка»
Издание второе, переработанное и дополненное

Фотохроника экспедиции Седова, созданная знаменитым фотографом, художником и участником экспедиции к Северному полюсу Николаем Пинегиным. В альбоме представлены десятки уникальных цветных диапозитивов, которые все эти годы хранились в фондах Северного морского музея и у потомков живописца. Помимо развёрнутых материалов о Пинегине, Седове и судьбе судна «Св. Великомученик Фока», во второе издание вошли несколько новых диапозитивов и большая статья о собаках в экспедиции:

«10 собак должны были тянуть нарту с грузом 17 пудов (278,5 кг), то есть на одну собаку приходилось 1,7 пуда. Отметим, что нормальной нагрузкой считалась «на восточносибирскую собаку — 1,5 пуда; на западносибирскую — около пуда». Из взятых в поездку архангельских три плохо, но везли, а три — только мешали. Визе пишет: «30 марта. Собаки лихо тянули нарту по гладкому льду. Волкодав, Громила и Пьяная Баба сейчас же воспользовались случаем покататься на чужой счёт, расставили ноги и предоставили тянуть себя другим собакам». «Я сделал непростительную ошибку, взяв этих трёх псов, — пользы во время перехода они не принесли никакой, а вреда много». Фрам тянул плохо, а иногда только делал вид, что тянет. Волкодав, Громила и Пьяная Баба не тянули совсем. «Было несомненной ошибкой, что я пожалел трёх пуль, чтобы положить конец этим псам». (В. Визе)

Валериан Альбанов «На юг, к Земле Франца-Иосифа!»

Дневник штурмана судна «Святая Анна». Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад оказались единственными выжившими членами экспедиции Г. Л. Брусилова. Их чудесное спасение стало возможным только благодаря невероятной случайности: встрече со шхуной «Святой великомученик Фока», возвращавшейся на материк после смерти Г. Я. Седова. В 1919 году Альбанов пытался убедить Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака (один из лидеров Белого движения в эпоху Гражданской войны, противостоял официальной власти в новой России; учёный-океанограф. – ред. “МиК”) организовать новую поисковую экспедицию в высокие широты, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб.

Сразу после возвращения из Арктики Альбанов издал свой путевой дневник. Эта книга – не только единственное повествование о пропавшей экспедиции Г. Л. Брусилова, но и литературный памятник человеческому упорству, терпению и мужеству. На страницах читатель найдёт много поучительных примеров преодоления препятствий при путешествии по дрейфующим льдам, образные описания природы и животного мира Арктики, а также подробное руководство, как из подручных материалов изготовить всё необходимое для ледового похода.

Никита Кузнецов. «Ян Нагурский. Первый полярный лётчик»

Книга выйдет в августе и посвящена биографии Яна Иосифовича Нагурского (1888–1976) – человека, который первым в мире поднял самолёт в небо Арктики. Официальной целью беспрецедентного полета над Новой Землей и Северным Ледовитым океаном был поиск следов пропавших экспедиций. Благодаря храбрости Нагурского в 1914 г. началась новая эра ледовой разведки и изучения высоких широт.

«Тяжело гружённый самолёт с трудом поднялся надо льдами, но затем стал быстро набирать высоту… Ледяными верхушками сверкали живописные, фантастических форм айсберги… Все они искрились, как бы обсыпанные миллионами бриллиантов, в лучах незаходящего солнца. Сознание, что я первый человек, поднявшийся на самолёте в этом суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало сосредоточиться».

В поисках малоизвестных подробностей биографии офицера морской авиации Нагурского автор провёл много времени в архивах. Часть обнаруженных им документов публикуется впервые.

Отто Свердруп. «Под русским флагом. В поисках пропавших русских экспедиций»

Друг и соратник Нансена, Отто Свердруп на протяжении четырёх лет был капитаном легендарного корабля «Фрам». В 1914 году именно опытнейшего Свердрупа русское Морское министерство пригласило стать участником большой экспедиции по поиску следов Русанова, Брусилова и Седова. Результат похода оказался неожиданным: норвежцы спасли экипажи кораблей «Таймыр» и «Вайгач» вместе с руководителем Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана Борисом Вилькицким.

В своих воспоминаниях Отто Свердруп живо рассказывает о северных приключениях на русском барке «Эклипс», подробно описывает быт моряков и полярников. Перо Свердрупа безыскусно и правдиво, и в этом – огромное достоинство книги.

Отзыв читателя: «Эта книга — лучшее, что я читал по теме за многие годы. Большие карты с разборчивыми маршрутами. Если речь идёт о корабле — пожалуйста, и фото, и схема корабля. Открывая книгу, забываешь об окружающих проблемах и погружаешься в поиски экспедиций, водя пальцем по маршруту на карте».

Ранее сообщалось, что “Ледник Судного дня” может существенно поднять уровень Мирового океана.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии