Фото прeдоставил Ф. Юрчихин.

Федор Юрчихин: Центр «Космонавтика и авиация» вижу как площадку становления будущих специалистов

Герой России, президент Центра «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, летчик-космонавт Федор Юрчихин ответил на вопросы редакции мeдиапортала «Морe и космос» и рассказал о планах по знакомству подрастающего поколения с космическими профессиями.

МиК: Федор Николаевич, в этом году Вы возобновили «Уроки космоса» для молодежи на ВДНХ, одновременно являясь руководителем Центра. Какую идею Вы заложили в основу этой работы?

Ф. Ю.: Давайте лучше вначале о самом Центре «Космонавтика и авиация». Он был создан 12 апреля 2018 года и в этом году отметит своё трехлетие. Я не административный руководитель, и для меня наш Центр – в первую очередь не музей, как его часто представляют, а интерактивная площадка для общения. Место, где молодежь не только впитывала бы знания, но еще и созидала, создавала что-то своим умом и руками, творила.

Не использовать свой опыт одного из ведущих в таких проектах, как «Пора в космос», «Космические среды» и особенно программы «Русский космос», которую мы много лет делали на телестудии Роскосмоса, было бы непростительно.

МиК: То есть ваши «Уроки космоса» стали идейным продолжением предыдущих программ?

Ф. Ю.: Да, это продолжение того, что я делал прежде. Когда меня назначили президентом центра «Космонавтика и авиация», то одна из задач, которую поставили передо мной, как раз и была найти форму интерактивных встреч с посетителями и молодёжью в первую очередь. Так мы совместно с нашим коллективом и пришли к «Урокам космоса».

Но если в «Русском космосе» у нас был только один гость, то здесь, в павильоне «Космос», мы можем приглашать нескольких гостей плюс аудитория, которая принимает живое участие в нашей программе.

В прошлом году к Международному женскому дню мы провели урок «Женское лицо космоса». Пригласили Елену Кондакову – первую женщину, которая совершила длительный космический полет. Она с удовольствием откликнулась, а мы приготовили ей сюрприз: пригласили ее командира и инструктора. Вновь вспомнили перипетии того полёта. Говорили и о втором полёте Елены. И о том, что она является рекордсменкой среди наших женщин по длительности пребывания в космосе. Наша площадка работает.

Именно такие встречи я бы и поставил во главу нашей деятельности. К сожалению, во время пандемии многие планы пришлось скорректировать. Мы научились работать в режиме онлайн и провели очень много встреч, как говорится, не выходя из дома. Но именно эти встречи и подтвердили наши убеждения: ничто в мире не сможет заменить живое общение человека с аудиторией.

Исходя из задуманного формата, в прошлом году договорились со студентами моего «родного» Московского авиационного института, чтобы они здесь вели кружки для детей разных возрастных групп – для среднего школьного возраста и старшеклассников. Мы нашли понимание в руководстве МАИ. Ведь мы таким образом создаем площадку для будущих кадров. И где, как не здесь, это делать. Надеюсь, в скором времени мы вновь вернёмся к этой теме.

МиК: Вы имеете в виду кадры космонавтов или не только?

Ф. Ю.: В центре «Космонавтика и авиация» – огромное количество экспонатов и экспозиций, связанных с различными предприятиями отрасли: с ракетно-космической корпорацией «Энергия», Хруничевским центром, Центром подготовки космонавтов, Центром имени Бармина, НПП «Звезда», НПО имени Решетнева, многими другими. Вот и предприятия могли бы иметь у нас такие интерактивные площадки. Будущие молодые ученые, инженеры, конструктора должны встречаться со специалистами…

Мы сегодня много говорим о Луне, мы много говорим о Марсе. Посмотрите макет «Барминграда» – он представлен в нашем Центре. Это Лунный город для космонавтов. А когда он разрабатывался? Еще в Советском Союзе данным проектом занимались ученые и конструкторы. Элементы построек испытывались в Арктике и Антарктиде.

Сейчас планируем работы на Луне на 2030-35-й годы. А сколько лет будет к тому времени принимающим решения сейчас? Считаю, за результат должны отвечать те, кто этим будет заниматься. Молодые ребята, которые за эти 10-15 лет возмужают, вырастут как специалисты и будут знать суть вопроса. Это именно им должно предстоять дать свои уверенные заключения – как это сделал в свое время Сергей Павлович Королев, ни разу не бывавший на Луне: «Считать Луну твердым телом, с плотностью, равным пемзе». А задача современных руководителей – формировать коллективы будущих проектов.

МиК: Есть у Вас сегодня такие ребята?

Ф. Ю.: Ребята попадаются уникальные. Вопрос о том, что имeнно не дает им развиваться. Они приходят на предприятия, а там мы который год все создаем новые корабли, запускаем новые модули…С другой стороны, молодежь необходимо учить, и это главная задача ветеранов отрасли. Ведь подчас они, пытаясь что-то создать, «ломают зубы» о те вещи, которые уже давно придуманы. Почему? Да просто не знают о них.

Наша задача – чтобы заработала и просветительская, и обучающая площадка. «Уроки космоса» возобновились после пандемии, и ребята снова начали приходить к нам. В Центре, в павильоне «Космос», работает и такой проект, как «КулибинПро». И на площадках этого проекта вы можете увидеть много молодёжи. Особенно в преддверии дней, связанных с мероприятиями, посвященными 60-летию полёта Ю. А. Гагарина.

Приостановка в получении знаний, как это видно из практики, «срабатывает» мгновенно. Сегодня, например, многие считают, что Земля плоская. А ведь стоило только на какое-то время отменить уроки астрономии в школе.

Когда мы начинаем говорить о полетах на Марс, я пытаюсь у всех ребят спросить: а вы вообще что-то читали о Марсе, понимаете, что это за планета, ее природу? Ну хотя бы почему мы стартуем к Марсу раз в 2 года? Как будет ощущать себя биологическое тело за пределами магнитных полей Земли? В радиоактивных полях? Долетит ли человек туда, не умрет ли по дороге? Первыми организмами, которые полетели к Луне с нашим зондом, были черепашки, разные насекомые, некоторые другие биологические виды, семена растений. Они облетели Луну и вернулись назад. Эти полёты необходимы были для оценки факторов неблагоприятного воздействия. Примерно так начинаю объяснять ребятам реальную сложность и увлекательность исследований…

МиК: Вы упомянули о перспективе привлечения к научной работе студентов…

Ф. Ю.: «Маевцам» я предложил следующее: можем проводить занятия в самом институте, своего рода факультатив для студентов, по желанию. Но при этом их работы должны будут учитываться преподавательским коллективом МАИ.

Как пример одной из задач, посадка на Луну. Давайте тогда рассчитаем вес лунного корабля, с учетом старта с поверхности Луны. С промежуточной стыковкой на орбите Луны, или прямой возврат на Землю? Мы можем рассматривать оба варианта, а возможно, и три, и четыре… Разработки прообразов будущих жилых модулей, лунных платформ для посадки и старта с них, передвижных лабораторий… Рассмотреть проблему расчистки от валунов будущих площадок для тяжелых модулей с помощью, например, роботов-бульдозеров, которые тоже нужно будет запустить. Зато когда полетит лунный посадочный модуль, мы будем уверены, что он сядет на подготовленную площадку. Ведь, по существу, все автоматические посадки до сих пор шли вслепую. Только так мы подойдем к нужным решениям.

МиК: Приходилось слышать такое мнение, что сейчас в нашей стране среди молодежи не наблюдается желание идти в космонавты. В то же время – и об этом сегодня пишут – в Америке и Европе больше желающих поступить в отряд космонавтов, нежели в России. Какой-то исторический перекос…

Ф. Ю.: Причем приличный перекос. Кто хочет быть космонавтом? Мы часто задаем этот вопрос, и могу ответить, что очень мало поднятых рук. Мне представляется, что проблема не в самой космонавтике, не в космонавтах, не в инженерах или конструкторах. Уверен, проблема в изменении ценностей в самом обществе. Сегодня у молодёжи совсем другие кумиры. Навязанные или это естественный отбор? Задача, которую решать нашим руководителям. А кто такой космонавт и чего стоит его работа, понимают только тогда, когда на орбите происходит внештатная ситуация. И если мы говорим, что на МКС наши – самые лучшие и крутые, то это действительно так.

Очень давно у меня вышла статья, где я написал, что космонавтика – это бриллиант в короне России. В Советском Союзе это понимали. Да, не всегда все получалось, сдвигались сроки. Но при этом сохранялось поступательное движение вперед. Сегодня, вспоминая нашу историю,  вспоминаeшь фразу, что важнейшим для нас является кино. Похожe, вновь. Извините, давайте мы не будем обсуждать это в преддверии праздника.

Лучше о другом. Вот школа. Встречаюсь со школьниками, прошу, чтобы подобрали группу ребят одинакового возраста, скажем, 5-7 класса. И группу старшеклассников. Вопрос к первым: кем мечтаете быть? Летчиками, моряками, путешественниками? Докторами, архитекторами? «Вот ты станешь архитектором: что ты будешь делать?» «Ну, я бы хотел построить такое бо-ольшое здание…» Ко вторым – кем? Экономистом, юристом, банкиром, блогером. Что за профессия – блогеры? «Они много зарабатывают…»

Средние классы – они уже что-то понимают. Вот, например, одна девочка захотела стать хирургом – чтобы помочь родным, близким. Почему? Бабушка в возрасте, есть какие-то проблемы. То есть это совершенно другое! Другой «пласт» детей…

А потом разговариваем с учителями: вот – изначально – есть ребята, которые мечтают. Другие – скажем, это «середина» – те, которые уже начинают куда-то определяться. А вот – результат «пути»: юрист, экономист, банкир. И блогер! Все! Остались четыре профессии, если и «блогера» сосчитать. Других как бы нет уже вовсе.

МиК: А те ребята, с которыми Вы работаете, – что Вы о них скажете?

Ф. Ю.: Вы знаете, есть ребята, с которыми часто пересекался. Некоторые из них после окончания школы поступили в институты. Пришли на наши предприятия. Недавно встретился с одним из них, он окончил школу, институт, пришел в РКК «Энергия», где стал испытателем. Как-то довелось с ним встретиться, он ко мне подошел, спрашивает: «Вы меня помните?». Было приятно.

Недавно был в Московском авиационном институте, вручал дипломы отличникам. Подходит ко мне девушка с моего родного факультета, у нее «красный диплом». Вот она вполне осознанно хочет быть космонавтом. Но при этом начинать трудиться на предприятии космической отрасли. Пришла она на фирму, которую сама выбрала, в отдел кадров, а ей там говорят: «Да нет, Вам лучше вот туда-то, потому что там Вы сразу станете космонавтом!» Подошла она ко мне после вручения диплома: «Федор Николаевич, ну как же так?» Спасибо нашим руководителям, разобрались. Надеюсь, уже оформилась на предприятие. Хотя, может быть, надо было поступать во ВГИК?

В чем проблема? Сегодня в отделах кадров сидят молодые люди, которые оторваны от самих предприятий. Оторваны от истории космонавтики. Такое складывается впечатление.

Сейчас из тех ребят, кто со мной встречался, пока трое в ракетно-космической отрасли. Пока трое. На самом деле их, конечно, больше, но эти три человека готовы идти дальше, и я надеюсь, что все у них получится.

Очень многие ко мне приходят, говорят: «А Вы у нас в школе были!» Но, знаете, мне важно даже не столько то, чтобы они пошли именно в ракетно-космическую отрасль, а то, какими гражданами они станут на этом пути.

Беседовала Татьяна Родионова.

Ранee сообщалось, что ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана А. А. Александров и Генеральный директор ГК «Роскосмос» Д. О. Рогозин открыли XLV Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С. П. Королева.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии