В преддверии Дня космонавтики Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Макарычев поделился с медиапорталом «Море и космос» своими воспоминаниями о подготовке и осуществлении легендарного полёта «Бурана».
Военачальник напомнил и о том, как начиналась практика освоения космоса с космодрома «Байконур»:
“В тяжелейших климатических условиях – холод до минус 40, жара до плюс 40 градусов – за два с небольшим года был построен и сдан в эксплуатацию 15 мая 1957 года Первый космический старт.
4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени ракетой Р-7 был выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). Вес спутника составил 83,6 кг. Первый спутник просуществовал в космосе 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Земли и прошёл при этом путь протяжённостью 60 000 000 км.
Так был начат отсчёт Космической Эры. Начались пуски космических аппаратов к Луне. Началась подготовка полёта человека в космос.
19 августа 1960 г. стартовал корабль-спутник, имевший на борту живых «испытателей» – собак Белку и Стрелку.
12 апреля 1961 г. в 9 часов 07 минут был выведен на орбиту Земли космический корабль «Восток», пилотируемый нашим соотечественником Ю. А. Гагариным. «Восток» совершил один оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут и приземлился в Саратовской области.
Теперь 12 апреля – «День космонавтики».
В мае 1986 года для реализации программы по созданию многоразовой космической системы (МКС) «Энергия – Буран» я был назначен Начальником строительства космодрома Байконур.
15 мая я прилетел на Байконур и у трапа самолёта получил телеграмму от Министра Обороны маршала Д. Т. Язова : «Приёмку дел можете отложить. К утру разгрузите 900 вагонов и утром в 10:00 доложите».
Два года приходили ежедневно 900 вагонов – так велики были объёмы строительно-монтажных работ. Они возросли в 10 раз по сравнению с предыдущим годом. Поэтому было создано Главное Специальное Военно-строительное управление МО, и мне поручили его возглавить.
Три года пролетели как один день – не было ни выходных, ни отпусков. Возводились гигантские стартовые комплексы, самые большие в Европе Кислородно-азотный завод, Завод Холода. Стенд динамических испытаний 100х100х100 м.
Посадочная полоса была 4500х84 м из бетона М600.
По требованию Главного конструктора Г. Е. Лозино-Лозинского мы шлифовали её установкой с алмазными дисками так, чтобы трёхметровая рейка имела прогиб не более 2-х миллиметров. И он лично принял работы.
Старт, полёт и посадка орбитального корабля «Буран» проходили в автоматическом режиме. Старту мешали погодные условия, а посадка происходила при сильном боковом ветре. Бортовой вычислительный комплекс откорректировал направление посадки, и «Буран» приземлился со стороны противоположной той, с которой мы его ждали.
Приземлился с удивительной точностью – 11 метров от заданной точки по длине и около 1 метра по ширине.
Создание МКС «Энергия – Буран» стало самой масштабной космической программой в истории отечественной космонавтики. Кооперация исполнителей насчитывала свыше 1200 предприятий и организаций, почти 70 министерств и ведомств СССР, были задействованы крупные научные и производственные центры страны.
Всего под МКС «Энергия – Буран» в течение более 18 лет работали свыше 1 миллиона человек. Это была победа всего советского народа.
Хочу поблагодарить за помощь и совместный труд моих руководителей – генерал-полковника Л. В. Шумилова, руководителя Центральной Оперативной группы; космонавта № 2 – генерал-полковника Г. С. Титова, первого заместителя Командующего ВКС РФ; генерал-лейтенанта В. С. Григорькина, Начальника ГУСС МО РФ.
С Днём космонавтики!”
Записала Т. Родионова
Ранее космонавт, Герой России Олег Артемьев акцентировал внимание на условии для полётов на другие планеты.