Генерал-полковник Шумилов Леонид Вениаминович – руководитель
оперативной группы по созданию наземного комплекса «Энергия-Буран» – в
эксклюзивной беседе с редакцией медиапортала «Море и космос» рассказал
об эпизодах своих встреч во время совместной работы с главным
конструктором СКБ, одним из основоположников отечественной космонавтики –
академиком Владимиром Павловичем Барминым.
Рассказывает Л. В. Шумилов:
– Первый раз в жизни я увидел на чертежах фамилию Бармин, когда в период
Карибского кризиса мы строили подземные ракетные старты. Было написано
на проекте: «Согласовано. В. П. Бармин». Я спросил проектировщика: «Кто это
такой?», он поднял палец и молча приложил его к губам.
Через несколько лет жизнь свела нас на Байконуре. Я сменил генерала
Вертелова Константина Михайловича – первого заместителя Маршала
инженерных войск Шестопалова Н. Ф. – и одновременно по поручению ЦК
КПСС принял его обязанность руководителя оперативной группы по
созданию наземного комплекса «Энергия-Буран».
В эту группу входили: первый заместитель министра монтажных
специальных работ Валентин Александрович Миненков, первый заместитель
начальника ГУКОСА генерал-полковник Титов Герман Степанович и многие
руководители из других министерств, участников создания наземного
комплекса «Энергия-Буран». Помощь этой группы была действительно очень
реальной.
Помню случай, когда я одному из участников группы дал задание
сократить сроки работ по его личному министерству. Он ответил, что
прорабатывал эту возможность, но это нереально. Я был вынужден
позвонить в ЦК КПСС. Через день он подошел ко мне, извинился и сказал,
что нашёл реальную возможность сократить срок.
После этого случая практически очень мало было возражений по существу
дел. Круг моих обязанностей был широкий, но очень много времени
приходилось быть на Байконуре, поэтому мы часто общались с Владимиром
Павловичем.
Помню, когда я однажды проводил планёрку, присутствовало человек
четыреста, вошел В. П. Бармин, он прилетел самолётом на Байконур, сел за
стол рядом со мной и слушал.
Вопросов было сложных достаточно много, иногда мне приходилось
повышать голос, поднимать специалистов. По окончанию планёрки я
извинился перед Владимиром Павловичем, а он сказал мне: «Только так мы
можем решать наши сложные задачи – я вас полностью поддерживаю».
Действительно, очень много из того, что строилось на Байконуре, было
самым крупным, делалось впервые в нашей стране и порой не имело
аналогов в мировой практике: самый большой завод холода, самый крупный
кислородо-азотный добывающий завод, самый большой стенд динамических
испытаний с высотой более ста метров, уникальная посадочная полоса и
многое другое делало задачу строителей сложной технологически и по
срокам.
Помню такой случай – прилетает на Байконур Владимир Павлович, подходит
ко мне и говорит: “Вчера американцы при пуске раздавили свою ракету
звуком. Вес полезного груза был около восьмидесяти тонн”. Вес Бурана был
сто четыре тонны. Поэтому было необходимо принимать меры по снижению
воздействия звука. До пуска «Энергии» оставалось около двух месяцев.
Владимир Павлович вместе с проектировщиками и с нами обсудил
возможные варианты. Потребность воды для отсечки звука составила сорок
кубометров в секунду. Можно себе представить такой объём, если
водопотребление Москвы составляло двадцать кубометров в секунду.
Были взяты пятидесятикубовые железнодорожные цистерны, установили их
вертикально. Необходимо было их теплоизолировать, так как работать они
должны были и зимой, и в летнюю жару. Вода должна была отсекать звук по
мере его нарастания в трёх уровнях. Из каждой цистерны был практически
сделан водовоздушный бак.
Мы сумели уложиться в эти два месяца только по теплоизоляции, так и не
поставив защитное ограждение. Его сегодня можно увидеть на фотографиях
в музеях. (Теплоизоляция рыжеватого оттенка).
Построенный на Байконуре самый большой в Европе завод холода
обеспечивал жидкое состояние водорода в хранилище и в коммуникациях до
ракетного старта. Но иногда получалась такая ситуация, когда заправленная
ракета на старте стояла по несколько часов из-за устранения каких-то
возникших дефектов в системах при подготовке к пуску.
Владимир Павлович Бармин был действительно мудрый человек. Он
предусмотрел создание на полигоне самого крупного в Европе азото-кислородного завода, от которого в достаточной мере подавалось потребное
количество азота. Он в качестве охладителя выпускался под наружную
оболочку ракеты «Энергия». Этим обеспечивалось в любую жару сохранение
водорода в жидком состоянии в ракете на старте.
Подобных совершенно новых решений принималось В.П. Барминым очень много, зафиксировано
при создании старта «Энергии-Буран» около семисот новшеств, которые
используются при освоении новых ракет.
У нас с Владимиром Павловичем сложились в период работы по старту
«Энергия-Буран» деловые и дружеские отношения. Когда он отмечал день своего восьмидесятилетия, мне помнится, поздравить
его собралось очень много людей. Очередь вышла за пределы здания, где
размещалось его управление, люди стояли и на улице.
Когда подошла моя очередь, секретарь сказал: “Входите, вручайте
поздравление и подарок, пожимайте руку – и обратно, так как очередь ещё
большая”.
Я вошёл, поздравил его, а он сказал мне, что этот калейдоскоп ему надоел, взял
ключ, закрыл входную дверь, и мы сели выпить чаю. Владимир Павлович
рассказал несколько эпизодов из своей жизни.
Интересный момент был, когда группа советских специалистов ракетного
вооружения была направлена в Германию в послевоенный период. Союзники
многое уже взяли у немцев, но кое-что можно было ещё подсобрать.
Группа состояла из С. П. Королёва, В. П. Бармина, Б. Е. Чертока и ряда других
специалистов. Перемещаться по Германии было ещё непросто, поэтому вся
группа была переодета в военную форму и всем были присвоены воинские
звания. С. П. Королёв и В. П. Бармин стали полковниками, Б. Е. Черток –
майором и т.д.
Маршал Г. К. Жуков регулярно проводил в гарнизоне совещания, где
собралось руководство группы войск. Должны были участвовать и
представители приехавшей группы. Г.К. Жуков установил жёсткий порядок –
за десять минут до начала совещания все участники должны быть на месте.
Владимир Павлович пришел на очередное собрание без пяти минут до
начала. Раздевается и вдруг слышит оклик: «А вы, полковник, почему
опоздали?». Владимир Павлович ответил: «Как опоздал? Ещё пять минут».
Жуков улыбнулся и сказал: «А, это Вы профсоюзный полковник», взял
его под руку и посадил рядом с собой за стол председателя. Таких эпизодов
Владимир Павлович рассказал мне несколько.
Очень приятно вспоминать, что итогом нашей дружной совместной работы явилось столь удачное завершение запуска в космос “Бурана”, который, несмотря на сложные погодные условия в тот день, преодолел все сложности и совершил безукоризненную посадку на построенную посадочную полосу. Вспоминаю об этом всегда с большой теплотой.
Ранее сообщалось, что космонавт Олег Артемьев расскажет о старте проекта “Два Гагарина”.