Фото прислала Н. Нурулла-Ходжаева.

Морской Шелковый путь и города-космополиты: востоковед приоткрыла завесу над коммуникациями древних

Историки, занимающиеся древним миром, называют шелк самым великим стимулятором торговли как на суше, так и на море.

Морской Шелковый путь и города-космополиты: почему мы ставим их в один ряд – об этом рассказала доктор философских наук, доцент кафедры Центральной Азии и Кавказа ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова и старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН Наргис Т. Нурулла-Ходжаева.

“Древняя история всегда повествовала нам о значимости торговли. Именно купцы на великих просторах Евразии заведовали передачей по миру новых изобретений, религиозных верований, художественных стилей, языков и социальных обычаев  – так же, как товаров и сырья. Весь этот разношерстный комплект оформлял и развивал городскую жизнь, создавая череду городов-космополитов как на морях, так и вдали от них.

Если вам удастся попасть в пост-пандемный мир, то можно будет съездить в город Таксила (нынешний Пакистан). Это один из тех городов, который сохранил на себе влияние многих народов. Его “дизайном” занимались древние греки с персами, индусы с китайцами, но основная мистика в том, что город сохраняет в себе это свидетельство мозаичности и свободы культуры древних, которым было так комфортно без современных ограничений и границ. Но здесь не об этом.

Хотелось бы поделиться рассказом о морской торговле, точнее, немного о ее истории. Можно заметить, что освоение морей особенно интенсивно начинается с подачи тех, кто инициировал так называемый ныне Шелковый путь. Шелк – для историков, занимающихся древней историей, – остается самым великим стимулятором торговли как на суше, так и на море. Удивительно, что сами китайцы не пытались стать теми, кто осваивал мудрость торговли: на суше их опередили согдийцы (древний народ Центральной Азии). На море же первоначально первенство было за персами, индусами, позднее к ним присоединились арабы.

Древний Китай имел четыре города-порта. Один из самых продвинутых, масштабных и отчасти неординарных городов в этой череде был Цюаньчжоу. В этом городе сохранилась единственная в мире манихейская церковь, здесь была спроектирована и построена флотилия самого именитого флотоводца Китая, и, может быть, всего средневекового мира – Чжэн Хэ (1371-1433 гг). Многие эксперты склоняются к тому, что он родился и вырос в семье тех самых согдийцев, часть которых, в свое время осваивая и соединяя земли Евразии, осела во многих городах Китая.

Но вернемся к Цюаньчжоу. В его огромной гавани гостеприимные китайцы высаживали коралловые деревья, приветствуя издали гостей извне. Увидев их, персы, привозившие свои товары (специи, пряности) и взамен получавшие заветный шелк, кричали друг другу: “Зайтон”, – что и есть китайское название кораллового дерева. Загрузив шелк, мореплаватели направлялись во Вьетнам или же еще дальше, к Персидскому заливу и к Красному морю, часть их них заплывала в Куйлонг, Суматру и другие места.

Отпрыск Чингизхана, его внук хан Хибулай, основал в 1279 г. в Китае империю Юань.  Возможно, политика в отношении торговли, проводившаяся этим ханом, или просто стечение обстоятельств сыграли ту роль, что ко времени заката империи (к середине  XIV в.) около 220 морских портов стали частью огромной мировой морской сети, которую мы между собой называем морской Шелковый путь”, – отметила востоковед.

Ранее сообщалось, что артефакты эпохи Крымской войны выставят в музее Херсонеса.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии