А. Ануфриев. Фото: Центр стратегических оценок и прогнозов.

Союз рыболовецких колхозов России подошeл к своeму 35-летнeму юбилею

Союз рыболовецких колхозов России (Росрыбколхозсоюз) подошeл к своeму 35-летнeму юбилею:  немного истории и картина сегодняшнего дня – в беседе председателя правления Союза Андрея Ануфриева и координатора проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анны Горновой.

Анна Горнова: – В октябре возглавляемому Вами Союзу рыболовецких колхозов России исполняется 35 лет. Говорят, что во времена СССР рыбная отрасль имела самый высокий уровень принятия решений. Каким документом был учреждён Союз?

Андрей Ануфриев: – Союз рыболовецких колхозов России – старейшее объединение рыбной отрасли в нашей стране. В этом году Союз отмечает юбилей – 35-летие со дня образования. Предложение об образовании Всесоюзного объединения рыболовецких колхозов было одобрено Постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1985-го года № 296 «О совершенствовании руководства рыболовецкой колхозной системы». Учредительным съездом уполномоченных представителей рыболовецких колхозов 15 октября 1985-го года было утверждено Всесоюзное объединение рыболовецких колхозов. 15 апреля 1992-го года Протоколом собрания учредителей рыболовецких колхозов Всесоюзное объединение рыболовецких колхозов было реорганизовано в Союз рыболовецких колхозов России (Росрыбколхозсоюз).

А. Г. – Каков Союз сегодня? Какой общий годовой вылов у предприятий Союза? И если говорить о прибрежном рыболовстве, какой процент от общего вылова, какой объём организации Союза вылавливают за счёт прибрежной квоты?

А. А. – В настоящее время в Росрыбколхозсоюз входят 7 региональных союзов, 1 ассоциация. Система объединяет 65 рыбопромышленных предприятий разных формам ведения рыбохозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства, из них 60 % (39) рыболовецких артелей (колхозов). 20 членов Союза являются градо- и поселкообразующими, расположенными, в основном, в Арктической зоне РФ, районах Крайнего Севера и районах, приравниваемых к ним. Рыбохозяйственные организации ведут свою деятельность, в том числe добычу рыбы, в 5-ти бассейнах: Западном, Северном, Волжско-Каспийском, Дальневосточном, Черноморском.

Основополагающей деятельностью членов нашего Союза является добыча водных биоресурсов. Ежегодно они вылавливают более 300 тыс. тонн. рыбы, осуществляют прибрежное и промышленное рыболовство. С 2019-го года законодательством введено единое промысловое пространство, единые квоты – в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства. Каждый год пользователь сам определяет вид рыболовства. Некоторые наши организации вылавливают до 100 % при прибрежном рыболовстве, имея свои рыбоперерабатывающие мощности. Это зависит от рыбохозяйственного бассейна. На Балтике в море вся прибрежка, на Дальнем Востоке в целом порядка 70%. На севере из-за специфики доставки в основном промышленное рыболовство.

А. Г. – Сколько судов строят организации-члены Союза на сегодняшний день? Сколько уже построили? И какие инструменты государственной поддержки наиболее востребованы Вашими организациями для обновления флота? Довольны ли предложением российских верфей?

А. А. – В Калининградской области рыболовецкими колхозами планируется построить до 2025-го года 11 маломерных судов для работы в заливах. Наши организации принимают участие в программе инвестиционных квот и реализуют социально значимые инвестиционные проекты в своих регионах. К примеру, рыболовная компания «Глобус», являющая членом Союза рыболовецких колхозов Архангельской области строит под инвестиционные квоты ярусолов «Марлин» на судостроительном заводе «Северная судоверфь» в Санкт-Петербурге. Столкнулись с задержкой по срокам строительства более года – при том, что компания произвела 100-процeнтную оплату за судно согласно условиям судостроительного договора и графику платежей.

Рыболовецкий колхоз им. Ленина на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» строит самый большой в России траулер-процессор длиной 120 метров стоимостью 7,5 млрд. рублей. Срок ввода в эксплуатацию судна – 2023-й год. Здесь также вынуждены констатировать задержку сроков строительства, при этом колхоз выполняет свои обязательства по контракту перед заводом. С такими же проблемными вопросами, ставящими под угрозу реализацию программы строительства судов под инвестиционные квоты, столкнулись рыбохозяйственные организации-заказчики на ПАО «Выборгский Судостроительный завод». К сожалению, причины задержки строительства рыбопромысловых судов на судостроительных заводах, входящих в Объединенную Судостроительную Корпорацию (ОСК), имеют системный характер.

На судостроительных заводах не хватает квалифицированных кадров – как рабочих специальностей, так и инженерных. Судоверфи не готовы к строительству высокотехнологичного рыбопромыслового флота. Количество заказов на строительство гражданских судов не соответствует реальной производственной мощности верфей. Сегодня у верфи отсутствует финансовый стимул выполнения строительных заказов в срок. Платежи не привязаны к этапам строительства, заказчика обязывают выполнять платежи строго по графику, несмотря на отсутствие результата строительства судна. Деньги рыбаков, перечисленные за строительство судов, верфи используют в счёт погашения задолженностей по своим обязательствам перед банками, к которым рыбохозяйственные компании-заказчики не имеют никакого отношения.

Рыбаки считают, что финансовые платежи нужно привязать к выполнению объёмов судостроительных работ. Всё это требует необходимости внесения соответствующих изменений в судостроительный договор, а также изменений договора на закрепление и предоставление инвестиционных квот Росрыболовством, и это мы изложили в своём обращении в профильную Рабочую группу сенаторам в Совете Федерации. Сейчас данный вопрос на парламентском контроле. Сенаторы вместе со всеми сторонами-участниками процесса пытаются помочь в нормативно-правовом отношении.

А. Г. – Сегодня в России прогрессирует проблема недозагруженности береговой переработки. Она усилилась после того, как – в том числe и за счёт инвестквот – рыбаки стали вкладываться в строительство высокотехнологичных судов с глубокой переработкой в море. Если в море мы произвели филе шоковой заморозки, которое сохраняет высокую питательную ценность, то что везти на береговые заводы тогда? Какова Ваша позиция в этом вопросе? Нет ли на данном направлении переизбытка мощностей?

А. А. – В данном случае ответ прост. Прежде чем строить где-то заводы, надо провести анализ, а хватит ли сырья? Где действительно есть необходимость в перерабатывающих мощностях, и это логично. Не надо строить ради стройки. А филе, считаю, надо выпускать в море, и это делается, как правило, далеко от береговых заводов. В море продукция производится из свежего, «парного» сырца. А на заводе делается из замороженного, такая продукция теряет питательную ценность.

А. Г. – Ряд предприятий Союза расположены на удалённых окраинных территориях России, часть из них  – в труднодоступных районах. Для национальной безопасности важно, чтобы местное население оставалось и было закреплено на этих землях, чтобы люди не уезжали. Вахтовый метод в данном вопросе – не выход. Как стимулировать повышение качества жизни в таких районах?

А. А. – Для того чтобы местное население оставалось на своих территориях,  eму необходимо дать возможность работать. А это означает сохранить исторический принцип наделения квотами, закрепить на постоянной основе за малыми организациями квоты на вылов, не повышать налоговую нагрузку, сохранить существующие льготы и преференции за градо- и поселкообразующими организациями. Не менять постоянно правила игры, то есть не менять рыбное законодательство. И сделать все-таки силами государства анализ – что необходимо прибрежным небольшим территориям. Наладить там обыкновенную инфраструктуру, не лишать работы, и люди сами там останутся.

А. Г. – Согласно законодательству, биологические ресурсы принадлежат государству, которое отдаёт его в пользование организациям на тех или иных условиях и контролирует, чтобы ресурс использовался максимально эффективно. Нужно обеспечивать и внутренний рынок и поставлять на внешний, и соответственно полученную прибыль направлять на развитие отрасли. Насколько на Ваш взгляд сегодня эффективно используется рыбаками наша ресурсная база? Чтобы Вам хотелось бы изменить в отрасли?

А. А. – Согласен, что прежде всего нужно кормить население страны своей, выловленной в дикой природе рыбой и произведённой из неё продукцией, которая на порядок лучше импортной выращенной. Наш рыбак, наверное, как никто другой хочет, чтобы на прилавках была рыба, выловленная им, и по доступной цене. Но не всегда это зависит только от рыбака. Есть ряд причин: это и низкие закупочные цены, логистика, аппетит риeлторов. Несовершенство законодательства и как следствие – чрезмерные контрольно-надзорные мероприятия, административные барьеры. Судостроение, судоремонт необходимо восстанавливать, в этом нужна помощь государства. А не просто сказать рыбакам: идите и стройте здесь, ремонтируйте здесь, хотя по сути пока ни строить, ни ремонтировать негде. Всё-таки не надо всё взваливать на рыбака. Главная задача рыбака – это рыболовство, а потом уже и продажа, и строительство.

А. Г. – В работе Союза просматривается несколько социальных аспектов – это развитие инфраструктуры на удалённых территориях и возможность реализации социальных региональных программ с российской береговой переработкой для нужд внутреннего рынка. Как бы Вы хотели видеть поддержку государства этой социальной составляющей?

А. А. – В государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696, считаю целесообразным отдельно выделить подпрограмму прибрежных сельских территорий. Так, сейчас Общественная палата РФ проводит опрос для выяснения отношения сельских жителей к реализуемым государством инициативам. Опрос призван выявить осведомленность жителей села (в том числe жителей прибрежных посёлков) о госпрограмме и их мнение по её улучшению. Для более полного учёта потребностей развития прибрежных поселков, где основным видом хозяйственной деятельности является рыболовство, просят принять активное участие и высказать интересы рыбацких посёлков, прибрежных населённых пунктов, чтобы учесть их при реализации государственной программы. Мы активно принимаем участие в этом опросе.

А. Г. – Каковы Ваши планы развития Союза? Какие цели, задачи ставите? Каким видите будущее своей организации?

А. А. – Цели неизменны – это защита интересов членов Союза. Надеюсь, что наши хозяйства будут сохраняться и развиваться, пополняться новыми членами.

Беседу вела координатор проекта «Морская политика»
Центра стратегических оценок и прогнозов
Анна Горнова

Ранee окeанолог рассказал, ждать ли поднятия уровня моря житeлям Балтийского побeрeжья.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии