Политехнический музей
Фото: Политехнический музей.

Карбас для похода в легендарную Мангазею сошьют в Москве

Карбас для похода в легендарную Мангазею – “Сибирскую Трою” – сошьют в Москве, – сообщили в пресс-службе Политехнического музея.

Уникальным проектом Политехнического музея стала постройка поморского карбаса по старинным технологиям и экспедиции по историческому маршруту Мангазейского морского хода.

«Мы представляем не только аутентичный метод строительства деревянных лодок, но и технологию освоения новых земель, благодаря которой русские казаки за полтора века дошли от Урала до Тихого океана, и во многом определили современную территорию России»- считает генеральный директор Политехнического музея Дмитрий Кожанов.

В августе во внутреннем дворе Музея Москвы начинается новый этап строительства поморского карбаса, причём по аутентичным технологиям. В начале сентября 2023 он будет спущен на воду в Москве, а в 2024 году он отправится в экспедицию по историческому маршруту Мангазейского морского пути — из устья Северной Двины до места первого русского заполярного города, который располагался на территории современного Ямало-Ненецкого округа. Проект «Мангазейский морской ход» — совместная инициатива Политехнического музея и Товарищества поморского судостроения из Архангельска.

Карбасами на Севере называют лодки. Карбасы бывают малые речные и большие морские, транспортные, почтовые, промысловые. Впервые карбасы упоминаются в записях Соловецкого монастыря уже в XV веке. Сегодня это самые древние морские суда, которые ещё строят в Поморье.

Для постройки карбасов используют древесину ели. Кривые конструктивные элементы изготавливают из кокор — это части ствола и большие корни дерева. В старину карбасы строили без гвоздей. Доски сшивали скрученной еловой веткой — вицей. Поэтому говорят не «строить», а «шить» карбас. Металлические детали — кованые навесы — применяют разве что для руля карбаса.
Мастера-судостроители Товарищества поморского судостроения «шьют» морской карбас длиной в девять и шириной в три метра, грузоподъёмностью три тонны.

Во дворе Музея Москвы будет не просто стройка, а «выставка boat yard»: посетители смогут не только наблюдать за работой специалистов, узнавать о поморских судостроительных технологиях, первооткрывателях, вызовах, вдохновлявших предков, но даже участвовать в создании некоторых элементов. Работать можно целыми семьями, но интереснее всего будет молодым помощникам — от 12 лет.

Когда лодка будет готова, её перевезут в Великий Устюг, откуда организаторы доплывут на карбасе до Архангельска, а в 2024 году стартует большая экспедиция по историческому маршруту Мангазейского морского хода. Путешествие пройдёт с использованием технологий XV–XVII веков — на веслах и под парусами, и даже по волокам, когда судно придётся вручную, по суше, перетаскивать из одной речной системы в другую. Общая протяжённость маршрута через Канинский и Ямальский волоки по Белому, Баренцеву, Печорскому, Карскому морям в Обь — 2700 километров.
В экспедиции примут участие шесть сменных экипажей.

В городах, районных центрах и населённых пунктах по маршруту экспедиции пройдут лекции, выставки и концерты. На них местные жители смогут познакомиться с уникальной культурой судостроения, историей освоения огромных пространств Востока России, арктическими плаваниями, а также технологией, которая позволила меньше чем за 100 лет открыть земли от Урала до Дальнего Востока.

После экспедиции карбас вернётся в Москву — в качестве экспоната выставки «Технология открытий» в Политехническом музее. А о строительстве и Мангазейском морском ходе выйдет фильм. Так проект решает научно-исследовательские, обучающие и просветительские задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в рамках Десятилетия науки и технологий.

Фото: Политехнический музей.

Мангазея — первый русский заполярный город в Сибири, основанный в 1601 году. Располагался на севере Западной Сибири, на реке Таз, в месте впадения в неё речки Осетровки, или Мангазейки. О чрезвычайном богатстве города ходили легенды, Мангазею называли “златокипящей”. Торговые связи города выходили далеко за пределы страны: через поморские города Европейского Севера России он был связан с крупными компаниями Западной Европы.

Однако в 1620 году, в начале правления Михаила Фёдоровича Романова, плавание «морским путём» через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено. В 1672 году вышел официальный указ царя Алексея Михайловича об упразднении города. Окончательно Мангазея была оставлена в 1677 году, её гарнизон переведён на Енисей — в Туруханское зимовье. Город, получивший в местных языках название «Тагаревы хард», то есть «Разломанный город», повторил судьбу гомеровской Трои: с течением времени он стал легендарным, по мнению многих — просто выдуманным и опоэтизированным.

Ранее сообщалось о старте первой экспедиции после модернизации НИС “Академик Николай Страхов”.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии