Фото предоставил А. Фатеев.

Военные эксперты высказались в пользу диверсии на линкоре “Новороссийск” в 1955 г.

Текст: Татьяна Родионова.

Военные эксперты высказались в пользу диверсии на линкоре “Новороссийск” в 1955 г.

Возможные причины катастрофы линкора «Новороссийск» рассмотрели участники Городского открытого круглого стола под названием «Рассекретили недавно: что кроется за катастрофой линкора «Новороссийск».

Встреча прошла в московском ДТДМ «Севастополец», в конференц-зале Музея истории Черноморского флота.

В заседании круглого стола приняли участие члены Правления Клуба адмиралов вице-адмирал Николай Михеев и контр-адмирал Владимир Маслюк, председатель Совета ветеранов Черноморского флота капитан 1 ранга Анатолий Егоров, руководитель Музея истории Черноморского флота капитан 1 ранга Анатолий Фатеев, писатель-маринист, капитан 1 ранга Николай Черкашин, сын погибшего на «Новороссийске» лейтенанта Мартынова – подполковник Сергей Мартынов, настоятель храма св. прав. Воина Феодора Ушакова игумен Дамиан (Залетов), ветераны ВМФ, члены МОО «Марс – Меркурий», кадеты, общественность.

Круглый стол провёл вице-президент МОО «Марс – Меркурий», капитан 1 ранга Александр Яковлев.

Мероприятие было приурочено к очередной годовщине гибели крейсера, которая произошла 29 октября 1955 г. на рейде Севастопольской бухты. Линейный корабль «Новороссийск» был флагманом Черноморского флота. В 1949 году СССР получил корабль от Италии по репарации, тогда он назывался «Джулио Чезаре».

Сегодня ряд историков и военных делают акцент на то, что передача линкора Советскому Союзу была сопряжена с некоторыми настораживающими обстоятельствами. Так, уже на самой процедуре передачи корабля командир 10-й флотилии специального назначения ВМС Италии, князь Валерио Боргезе грозил отомстить за «позор».

Сергей Радомирович Мартынов предоставил для просмотра документальный фильм о трагедии линкора «Новороссийск». Также Аллой Щербаковой было прочитано написанное ею стихотворение «Линкор «Новороссийск».

Писатель Николай Черкашин подробно рассмотрел некоторые неоднозначные обстоятельства, сопровождавшие корабль вплоть до его гибели. В частности, упомянул об изначально заваренном отсеке, в котором мог находиться взрывоопасный груз.

В ходе рассмотрения ряда названных версий участники круглого стола пришли к выводу, что, при всей сложности установить единственную причину гибели корабля в результате одного или нескольких взрывов, практически несомненен факт диверсии. С большой вероятностью это могло быть актом обещанной мести, и выполнение его было поручено боевым пловцам возглавлявшейся князем Боргезе 10-й дивизии.

В пользу этой версии высказался и Александр Яковлев, сославшись на имеющиеся у него сведения о награждении группы итальянских боевых пловцов за оставшиеся неизвестными заслуги, однако произошедшем непосредственно после подрыва «Новороссийска».

Подытоживая ход встречи, вице-адмирал Николай Михеев отметил:

“На корабле руководит борьбой за живучесть командир корабля, и лучше командира корабля никто, никакой начальник не сможет справиться с этой обязанностью. Волею судьбы командира не оказалось, старпом отсутствовал, помощник – неподготовленный. И когда в это дело вмешивается старший начальник … – беды ждать неминуемо надо”, – подчеркнул он.

“На флоте на тот момент, кроме командира корабля и механика, больше никто не знал досконально устройство этого корабля. … А то, что вода начала бесконтрольно проникать по всему кораблю, – причина одна. … Даже если три смежных отсека будут полностью затоплены водой, корабль останется на плаву. А на этом линкоре была ещё и продольная водонепроницаемая переборка. Так вот герметичность этих отсеков – она достигается за счёт люков, дверей и горловин. Всё это по тревоге, или как бывает перед сном на корабле – «вечернее проветривание» осуществляется, после этого по кораблю идёт команда: «задраить водонепроницаемые переборки». Эта команда даётся для того, чтобы не произошло того, что случилось на линкоре «Новороссийск».

Так вот, если иллюминатор в этом отсеке водонепроницаемом правильно не задраен, то весь объём воздуха этого отсека улетучится через иллюминатор, и он не будет обеспечивать живучесть корабля.

Жизнь на корабле или подводной лодке зависит от добросовестного исполнения обязанностей каждым членом экипажа», – подчеркнул вице-адмирал Михеев, указывая на этот тезис в первую очередь присутствовавшей на круглом столе молодёжи, которой ещё только предстоит военная или другая служба: ведь это правило может в будущем предотвратить трагедии, подобные рассматриваемой.

После завершения круглого стола состоялась небольшая церемония. В ходе неё состоялся ряд награждений. Игумену Дамиану (Залетову) была вручена памятная медаль «Памяти моряков Черноморского флота». Руководителю Музея истории Черноморского флота Анатолию Фатееву вице-адмирал Николай Михеев и контр-адмирал Владимир Маслюк вручили книгу для пополнения экспозиции музея.

Ранее сообщалось, что британское Минобороны отвергает роль своих ВМС в подрыве “Северных потоков”.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир
Владимир
1 год назад

Поддерживаем освещение мероприятий связанных с патриотическим воспитанием. Участие ветеранского и молодёжных движений, подчёркивает взаимный интерес к нашей истории и стремление отстаивать историческую достоверность, в рамках Государственных программ патриотического воспитания и исторического просвещения. Спасибо организаторам за проведение мероприятия (Круглого стола) и привлечение большого количества здоровых сил общества.