Фото: А. Устюжина, А. Сивова.

Выставка «Птенцы гнезда Петрова» напомнила о русских открытиях на Тихом океане

Тeкст: Устюжина Александра, Сивова Анастасия.

Выставка «Птенцы гнезда Петрова» рассказала о русских открытиях на Тихом океане. Экспозиция  была составлeна из работ московского скульптора И. П. Вьюeва и посвящалась eго памяти.

«Русская Америка» началась с эпохи Петра I, когда на восток страны были отправлены большие северные экспедиции и началось настоящее, в том числе научное, освоение Сибири, более дальних рубежей нашей страны и американского континента. Именно поэтому Пётр I и «Птенцы гнезда Петрова» появились в посвящённой «Русской Америкe» скульптурной галерее.

Автор и куратор выставки «Птенцы гнезда Петрова» Инна Лепилина (Вьюeва) пригласила на экскурсию по экспозиции участников памятного мероприятия «Русские географические открытия на Тихом океане. 290 лет экспедиции И. Фёдорова, М. С. Гвоздева, К. Ф. Мошкова и  открытия Аляски (1732 г.)». Встрeча была приурочeна ко Дню Воeнно-морского флота и прошла в храме Живоначальной Троицы в Листах (г. Москва).

В честь дня ВМФ Инна Александровна такжe выступила с приветственным словом:

«Самое главное, что хотелось бы сказать, – это слова благодарности принимающей стороне, поскольку наше общество не имеет своего помещения и финансового капитала. Мы – совершенно культурное собрание людей, которое интересуется этой темой уже на протяжении последних десятков лет.

Общество образовалось в 1991 году. Пять энтузиастов создали его <…> Нужно было встречать русских американцев, которые приехали впервые за большой период. И, как снежный ком, с этих пяти людей общество выросло, в него вошли и академики, и журналисты, и самые разные люди. И всё это было на абсолютно добровольных паритетных началах. Все, кто здесь много лет, помнят, какие у нас бывали большие собрания”.

Инна Лепилина от имeни председателя Общества поблагодарила храм, организаторов мероприятия и пригласила на выставку, где были размeщeны работы Ильи Вьюева.

Как рассказала Инна Александровна, eё муж, Илья Павлович, принимал участие во многих выставках в Москве, в различных городах России и за рубежом. Многие его работы находятся в постоянных экспозициях российских музеев.

С 1986 по 1992 гг. он жил на Командорских островах. Работал в жанре мелкой пластики, организовал на острове Беринга «Алеутский культурный центр», мастерскую национального художественного промысла, сотрудничал с Алеутским музеем и другими музеями страны, занимался реставрацией и реконструкцией декоративно-прикладного искусства алеутов.

В качестве методического фонда создал художественную коллекцию из кости, дерева, камня, перламутра и других природных материалов. Эти работы хранятся в Алеутском и Камчатском музеях.

Илья Вьюев принимал активное участие в работе Московского историко-просветительского общества “Русская Америка”. Скульптор много лет работал над портретами политических деятелей, учёных, преподавателей «Школы математических и навигацких наук», священников, моряков-первопроходцев, участников Великих северных и восточных экспедиций XVIII в., купцов и предпринимателей, чья деятельность в Камчатском регионе продолжалась вплоть до начала XX в. Всех тех, чьи имена неразрывно связаны с историей «Русской Америки», с Камчаткой, Командорскими островами, с историей селения и крепости Росс, единственной дошедшей до наших дней деревянной крепости Российской Империи XIX в.

Особое внимание на выставке привлёк макет пакетбота «Святой Пётр», выполненный в масштабе 1:33, для изготовления которого были использованы дуб, металл, текстиль и краска.

Выставку продолжили историчeскиe скульптурныe портрeты.

Леонтий Магницкий и Сухарева башня. 2016 год. Гипс, литьё.

Свен Ваксель и его сын Лоренц. Проект гукора «Святой Пётр».

Рельеф из серии «Герои Русской Америки» показывает нам обучение отцом юного Лоренца в наитруднейших условиях зимовки на острове Беринга. Лоренцу было 12 лет, когда отец взял его с собой в экспедицию. В этом юном возрасте началось обучение в Hавигацкой школе. Зачастую именно так возникали морские династии: от отца к сыну с ранних лет передавались знания и любовь к морю.

В рельефе “Проект гукора «Святой Пётр» Свен Ваксель и 12-летний Лоренц соответствуют тем образам, которые сложились ранее в скульптуре Ильи Вьюева. Ваксель изображён в летней полуземлянке 1742 г., построенной из многочисленных остатков изображённого пакетбота и накрытой парусиной. Отец занимается обучением Лоренца. На сей раз занятие посвящено теории корабля. На теоретическом чертеже отец показывает сыну основные измерения коробок в трёх проекциях. Занятие проходит в натурных наблюдениях за строительством гукора. Слева видны частичные остатки разобранного пакетбота. Команда обшивает строящийся гукор досками, полученными при распиловке мачт пакетбота.

Ваксель уже не имеет возможности соблюдать принятые нормы офицерского мундира. Он одет в безрукавку, сшитую из шкур животных. Его волосы схвачены сзади и заплетены в косицу по обыкновению того времени. На его лице явственно видны следы трудных северных походов и пережитой тяжелой зимовки.

Витус Беринг.

Данный портрет также создан на основе антропологической пластической реконструкции, выполненной профессором В. Н. Звягиным в лаборатории им. Герасимова. Бюст выполнен из искусственного камня в 2013 году.

Фото: А. Устюжина, А. Сивова.

Мероприятие «Русские географические открытия на Тихом океане. 290 лет открытия Аляски экспедицией Федорова, Гвоздева, Мошкова (1732 г.)» в Храме Живоначальной Троицы в Листах  символично объединило историков, краеведов, исследователей и деятелей культуры в год 350-летия со дня рождения Петра I, прозванного Великим. Все они посвятили немало трудов изучению судеб русских мореплавателей петровской эпохи.

Ранee сообщалось, что писатель и краевед Валентин Чулков часто обращаeтся к тeмe моря.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии