Фото из архива В. Маслюка.

Место в нашей памяти: контр-адмирал Анатолий Петров

В жизни каждого человека встречаются люди, которых можно смело назвать “мой Командир, Учитель и Человек” с большой буквы. К таковым могу искренне и без дополнительных раздумий отнести контр-адмирала Петрова Анатолия Дмитриевича (11.05.1935 рождения, г. Константиновка, Сталинской, в последующем Донецкой области).

Лиепая, город под липами, Латвийская ССР. В 1973 году молодые лейтенанты прибыли после выпуска из высших военно-морских училищ ВМФ на соединения подводных лодок Балтийского флота для дальнейшего прохождения службы. В одной из бригад подводных лодок, куда попал л-т В. С. Маслюк, командиром бригады был капитан 1 ранга Хромов Николай Елизарович, а заместителем – капитан 2 ранга Петров Анатолий Дмитриевич, в последующем они стали вице- и контр-адмиралами соответственно.

Самые добрые слова в адрес этих достойнейших офицеров, высших офицеров Военно-Морского Флота. Многим офицерам Н. Е. Хромов и А. Д. Петров дали путёвку в жизнь и создали условия стать Человеком. Сами же в таком «тандеме» прошли не один административный уровень (бригада, дивизия, эскадра, управление флота). И везде, со своими сложностями житейских и служебных обстоятельств, были на высоте.

Под непосредственным началом этих Командиров и Учителей мне выпало проходить службу с 1973 по 1981 год. За свою службу в календарном исчислении более 40 лет (1968-2008гг.) могу констатировать, что более порядочных, честных и добросовестных офицеров такого ранга не встречал. Много примеров можно привести для подтверждения этих выводов, однако ограничимся отдельными эпизодами того времени.

С позиции вахтенного (дежурного) офицера.1973-1974 гг.

Эпизод первый: подводная лодка в море

Подводная лодка в море – это всегда для нас, молодых офицеров, было событие. В ходе него мы учились военной науке и приобретали профессию, которой гордились. Ярким примером были старшие наши товарищи, их знания и опыт морской практики.

Наличие старших начальников на борту подводной лодки всегда имело свою цель – контрольный выход, приём курсовых задач и их элементов боевой подготовки. Однако главная задача у этих начальников была научить и передать свой опыт, и это делалось тактично, если можно этот термин использовать в кругу военной сфере общения. Чего стоили разъяснения заместителя командира бригады «на пальцах» принципов и алгоритмов действий вахтенного офицера по дифферентовке подлодки, покладки на жидкий грунт и … это осталось у каждого из нас.

Эпизод второй: «Суждено выжить!»

Эта фраза долго была глубоко в душе у молодого лейтенанта. Контрольный выход на ракетной подводной лодке «С-155» 665-го проекта (командир подводной лодки капитан-лейтенант Воробьёв Василий Васильевич, старший помощник командира – капитан-лейтенант Коломиец Виктор Кириллович, вахтенный офицер – лейтенант Маслюк) со старшим на борту, заместителем командира 40 бригады подводных лодок капитаном 2 ранга Петровым Анатолием Дмитриевичем.

Вторая боевая смена (4.00-8.00), подводная лодка в подводном положении на глубине 60-70 метров, оба малый вперед, систематически поступают доклады из 1-8 отсеков в Центральный пост (3 отсек) пл без каких-либо тревог. И вдруг в центральном посту все стоящие и сидящие резко наклонились вперед…

Лодка движется в глубину, на погружение. На Балтике глубины небольшие. Максимальная – 470 метров. В районе полигона боевой подготовки глубина порядка 170-200 метров, а рабочая глубина для лодки тоже имеет свои показатели, для нашей пл – 200 метров. Вывод напрашивался простой: если не раздавит давлением воды, то не совсем приятная «жёсткая встреча» с дном, и как поведёт себя конструкция лодки, никто предположить не может. В носу четыре торпедных аппарата с боезапасом (торпедами). Сегодня можно фантазировать о ходе и развитии событий в этой ситуации, но делать этого не будем.

Реакция старшего на борту была мгновенна, а его чёткие команды выровняли лодку. Выяснили и уточнили причину – горизонтальные рули заклинены на погружение. Даже сегодня, по прошествии многих лет, не совсем приятно этот эпизод вспоминать и детализировать. Спас экипаж подводной лодки именно капитан 2 ранга Петров А. Д. Давно это было, но и сейчас вспоминаем и благодарим этого Человека, настоящего офицера-подводника.

Контр-адмирал Анатолий Петров.

Контр-адмирал Петров А. Д. – начальник штаба эскадры, в последующем – начальник Отдела кадров ДКБФ (Дважды Краснознаменного Балтийского флота). Фото предоставил В. Маслюк.

Члены семей и родители военных моряков экипажа с чувством искренней теплоты и благодарности вспоминают Петрова Анатолия Дмитриевича, и каждый раз напоминали и напоминают детям, кто сохранил жизнь их отцу. Этот урок словно стоял в последующем у меня перед глазами, и хотелось быть похожим на этого мудрого Командира, но для этого надо учиться и учиться (у всех ли из нас, молодых офицеров, хватит сил и настойчивости – покажет время).

С позиции командира боевой части БЧ-2-3 пл «С-142» 1974 г.

Под руководством командира 40-й бригады подводных лодок (капитан 1 ранга Петров А. Д.).
Эпизод первый: осуществили практические ракетные стрельбы

Осуществили практические ракетные стрельбы РС-31 корабельными боевыми расчётами трёх подводных лодок 665 проекта «С-155», «С-152» и «С-142» на полигонах боевой подготовки Черноморского флота с однотипной подводной лодки. Организация этого мероприятия была на высшем уровне – это учёба для всех участников, которую без суеты, со знанием дела преподнёс капитан 1 ранга Петров А. Д.

Первое место завоевала пл «С-142» (командир подводной лодки – капитан 2 ранга Закиров Геннадий Хакимович, командир БЧ-1 – старший лейтенант Васюта О. И., командир БЧ-2-3 – лейтенант Маслюк В. С.). (Примечание: Васюта Олег Иванович станет Героем Российской Федерации, капитаном 1 ранга.)

Эпизод второй: Непосредственное участие в учениях по выходу с аварийной (затонувшей) подводной лодки

Участие в учениях по выходу с аварийной (затонувшей) подводной лодки проходило на глубине 50 метров через аварийный люк 8-го отсека. Аварийно-спасательная служба флота в учениях привлекла спасательное судно и суда обеспечения, эскадра – подводные лодки, при этом обеспечив их подготовленность к этому важному мероприятию.

Учение прошло успешно на всех этапах, участникам объявили: «Спасибо. Молодцы». Это была высокая оценка подготовленности экипажа. Техническую готовность аварийных средств выхода с подводной лодки обеспечил командир БЧ-5 старший лейтенант Головин Д., который в последующем проходил службу в Научно-исследовательском институте аварийно-спасательной службы ВМФ. К этому элементу боевой подготовки и её отработке относились еще более серьёзно, и в первую очередь – к легководолазной подготовке, когда довелось быть уже в должности старшего помощника командира подводной лодки.

Отдельное замечание

Наличие высоких качеств морской практики и исключительные аналитические способности Петрова А. Д. позволили разрабатывать новые тактические приемы действий подводных лодок. Примеры не детализируем, поскольку и сегодня они актуальны в практическом применении.

С позиции старшего помощника командира пл «С-152», ПНШ эскадры по ОЧ и БП 1976-1981 гг.

В сформированной эскадре подводных лодок на Балтийском флоте (1976) первыми были:
– командир эскадры – контр-адмирал Хромов Н. Е.
– начальник штаба эскадры – капитан 1 ранга Петров А. Д.

Создать штаб и организовать работу слаженного механизма мог только незаурядный человек. Учения, рейдовые сборы, чёткая реализация планов боевой службы, дежурства и выполнения всех боевых упражнений, ремонтов, поддержания боеготовности подводных лодок – это только видимая часть «айсберга», но и «подводная» часть – рутинная работа, поддержание дисциплины, порядка и контроля за реализацией всех планов – выполнялась безукоризненно.

С теплотой можно отметить профессионализм и работоспособность флагманских специалистов (Балтушка, Алябьев, Фатеев, Казаничев, Печенкин, Маленков), операторов (Меренков, Васильчук, Терешкин и др.) Эту работоспособность и желание быть полезным формировал начальник штаба эскадры подводных лодок теперь уже контр-адмирал Петров А. Д. своим личным примером и трудолюбием. Отеческая предупредительность исходила от старших офицеров штаба эскадры и в первую очередь от капитанов 1 ранга Фатеева, Алябьева, Меренкова…

С точки зрения слушателя Военно-Морской Академии им. А. А. Гречко (1981-1983 гг.)

Желание было одно – только не подвести тех Командиров и Учителей, которые мне оказали доверие учиться в Академии. От эскадры в 1981 году поступили капитан 2 ранга Бобровский, капитан 3 ранга Павлов и капитан 3 ранга Маслюк – в последующем вице-адмирал, капитан 1 ранга, контр-адмирал соответственно. Учёба в академии позволила выйти на уровень более высокий в нашей служебной деятельности. Все выпускники поддерживали деловые добрые отношения, которые в дальнейшем расширились.

Люди творят историю, и каждый на своём пути жизни участвует в её создании. Мы, офицеры ВМФ СССР, служили действительно в сильных Вооружённых Силах великой страны – СССР. И самое главное, были востребованы и гордились, что эта великая страна поручила и доверила выполнять миссию – быть готовым защитить нашу Родину.

У каждого из нас, независимо от должности, звания и возраста, это получилось по-разному, но все (большинство) стремились делать своё дело хорошо. И многое зависело от наших учителей, которые передавали свои знания и опыт, а их советы и рекомендации даже сегодня приводишь как аксиому и с благодарностью. Именно с благодарностью, что на твоём пути встретились эти Личности.

Служба на Балтике, на подводных лодках, в самом крупном по количеству вымпелов объединении подводных лодок ВМФ – уже это даёт какое-то возвышенное чувство, а то, с какими достойными личностями служил, формирует чувство гордости. В последующем многие из нас обращаются к воспоминаниям: кто с радостью, восхищением, а кто-то – с огорчением и неудовольствием. Только всё зависит и будет зависеть от конкретной личности, от поступков и дел. «Сборник воспоминаний» у каждого человека имеется, и эти воспоминания подтверждают не только память и уважение к людям, которые встретились на твоём пути, но и формирование у наших последователей чувства благодарности к своим Учителям и Командирам.

Добрые дела должны жить в памяти живущих: эти слова святителя 19 века и в наше время нужны, как ориентир, каждому из нас. Спасибо Адмиралу Петрову Анатолию Дмитриевичу, что он занял место в нашей памяти, и мы можем приводить его в пример нашим продолжателям!

Ветеран Военно-Морского Флота
Контр-адмирал В. С. Маслюк,
Член Общественного Совета при Минобороны РФ

На фото (справа налево):  капитан 2 ранга Народицкий Б. Е. (командир пл “С-15” 613 проекта) дежурный по эскадре подводных лодок докладывает  командиру эскадры ДКБФ контр-адмиралу Хромову Н. Е., за ним – начальник политотдела капитан 1 ранга Вальков и начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Петров А. Д. на пирсе, у которого стоит дизельная ракетная подводная лодка 665 проекта (1976 г.,  г. Лиепая, Латвийская ССР).

Ранее сообщалось, как День командира корабля отметили в Москве.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии