Фото пeрeдано прeсс-службой ИКИ РАH.

В марсианском каньонe Долина Маринера может находиться гигантский ледник

В марсианском каньонe Долина Маринера может находиться гигантский ледник, – сообщили в прeсс-службe ИКИ РАH.

Как указываeтся, обработка данных измерений российского нейтронного телескопа ФРЕНД на борту аппарата Trace Gas Orbiter российско-европейской миссии «ЭкзоМарс» показала необычайно высокое содержание воды на дне каньона Долина Маринера вблизи марсианского экватора.

Марсианский каньон Долина Маринера (Valles Marineris) был открыт космическим аппаратом НАСА Mariner-9 в 1971 году. Он простирается вдоль четверти длины экватора на расстояние около 4500 км и имеет глубину до 7 км.

Каньон образовался около 3.5 млрд лет назад, когда на Марсе возникли вулканы провинции Фарсида и вулканическая гора Олимп — самая высокая в Солнечной системе. Вызванные вулканами тектонические процессы привели к образованию огромного разлома, который под воздействием водной эрозии со временем превратился в каньон. Процесс его формирования, вероятно, завершился около 2 млрд лет назад.

Предполагается, что в ходе эволюции планеты каньон мог эпизодически наполняться водой. Сейчас на его склонах наблюдаются оползни и протоки, лишь косвенно свидетельствующие о продолжающихся гидрологических процессах. Поэтому этот каньон — одно из самых интересных мест для изучения истории Марса: его высокие стены содержат геологическую летопись планеты.

Неоднократно высказывались гипотезы о присутствии на его дне марсианских ледников, что делает изучение этого каньона, наряду с другими уникальными геологическими формациями на Марсе, одной из главных задач эксперимента с нейтронным телескопом ФРЕНД (от англ. Fine Resolution Epithermal Neutron Detector), который с 2016 г. работает на борту марсианского спутника Trace Gas Orbiter российско-европейской миссии «ЭкзоМарс» (ExoMars).

Известно, что практически весь водород в марсианском веществе входит в молекулы воды. До настоящего времени предполагалось, что на современном Марсе основная масса воды в виде отложений льда присутствует только в приполярных областях. Оценки содержания воды в грунте на умеренных широтах и на экваторе соответствовали всего нескольким процентам по массе. Предполагалось, что эта вода образует тонкие мономолекулярные слои на поверхности частиц реголита или входит в состав гидратированных минералов.

Согласно данным измерений телескопа ФРЕНД, содержание водорода в веществе района Кандор в пересчете на воду соответствует массовой доле в веществе около 40% . Такая высокая массовая доля воды практически однозначно указывает на присутствие на дне каньона гигантского ледника из замерзшей воды.

Площадь покрытой ледником поверхности составляет около 41 000 кв. км. Это более чем в два раза превышает площадь Ладожского озера — крупнейшего пресноводного водоема Европы.

Вывод о присутствии на дне каньона воды в виде ледника должен быть проверен в будущих марсианских экспедициях. Ледник мог образоваться вместе с самим каньоном еще 2 млрд лет тому назад и состоять из древней замерзшей воды молодого Марса. Также не исключено, что процесс формирования ледника продолжается и в настоящее время — эпизодические протоки грунтовой воды по склонам каньона могут скапливаться и замерзать на его дне.

В любом случае, изучение ледника на дне Долины Маринера в будущем может стать одним из основных направлений марсианских исследований. Во-первых, в древней мерзлой воде должны присутствовать растворенные в ней минеральные соли и сложные химические соединения, образовавшиеся в ранние эпохи эволюции Марса. Во-вторых, вода молодого Марса могла быть средой зарождения примитивной жизни, и ее реликтовые фрагменты могут сохраниться в леднике до настоящего времени.

Вне зависимости от происхождения воды и формы ее присутствия в грунте, открытие прибора ФРЕНД свидетельствует о наличии огромного водного ресурса непосредственно вблизи марсианского экватора. Его доступность для исследований и использования сможет оказать большое влияние на реализацию будущих автоматических и пилотируемых марсианских миссий.

***

Прибор ФРЕНД создан в Институте космических исследований РАН в рамках государственного контракта с Госкорпорацией «Роскосмос» для российско-европейской миссии «ЭкзоМарс». Обработка и научная интерпретация полученных в рамках эксперимента данных выполнена при поддержке Российского научного фонда (проект «Исследование распределения содержания воды в приповерхностном грунте Марса по данным эксперимента ФРЕНД миссии ЭкзоМарс»).

Ранee сообщалось, что NASA ищет добровольцев для имитации полёта на Марс.