Фото: Марина Ульянова.

Международная летняя школа по береговой зонe моря cтартуeт 30 июня на Балтикe

Очeрeдная,  IV Международная летняя школа «Береговая зона моря: управление, исследования и перспективы» стартует в Калининграде на борту судна «Академик Сергей Вавилов», – сообщили в Атлантическом отделении Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (АО ИО РАН).

С 30 июня по 14 июля 2021 года Калининград готовится принимать ученых, студентов, аспирантов и лекторов на борту судна «Академик Сергей Вавилов» для участия в 51 комплексной научной экспедиции и IV Международной летней школе «Береговая зона моря: управление, исследования и перспективы». Организатором Школы является БФУ им. И. Канта совместно Атлантическим отделением Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (АО ИО РАН).

Мероприятие пройдет в формате «Плавучий университет» в рамках работы базовой кафедры географии океана и морского консорциума БФУ им. И. Канта, ДВФУ и СевГУ.

В этом году открытие Школы приурочено к Году науки и технологий в России, а также к 50-летию создания кафедры географии океана в БФУ им. И. Канта (информация о кафедре https://kantiana.ru/science/bazovaja-kafedra-geografii-okeana/).

Участниками Школы в 2021 году станут 34 студента из 15 вузов и научных организаций, а также 17 преподавателей из 12 вузов и организаций. Студенты пройдут интенсив, состоящий из лекций и мастер-классов и посвященный вопросам экологии и природопользования, включая изменения климата. Планируется проведение деловой игры по морскому пространственному планированию.

География участников от Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы (БФУ им. И. Канта, КГТУ, АО ИО РАН, РГГМУ, РГПУ им. А.И. Герцена, ВСЕГЕИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова) до Перми (ПГНИУ) и Владивостока (ДВФУ), а также от Архангельска (САФУ) до Астрахани (АГУ), Крыма (КФУ им. В.И. Вернадского, СевГУ, ФИЦ ИнБЮМ, МГИ).

Кроме того, мастер-классы будут проводить представители инженерной компании ООО «Фертоинг», выполняющей морские изыскания, а также представители СМИ и Музея Мирового океана. В режиме записи лекции прочитают преподаватели Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (Брест, Белоруссия).

Видeо: Александра Володина, к.б.н., научный сотрудник АО ИО РАН.

Морская инженерная компания «Фертоинг», которая является партнером Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН,  приняла участие в разработке научно-образовательной программы Школы наряду с БФУ им. И. Канта и АО ИО РАН. На основании многолетнего опыта решения широкого спектра инженерных задач, связанных с морскими изысканиями, специалисты компании познакомят студентов с технологией выполнения гидрографических работ по обследованию дна, новейшим оборудованием и программным обеспечение для обработки данных и создания 3D моделей обнаруженных объектов.

Специалист по гидрометеорологическому мониторингу расскажет о том, как проводятся гидрометеорологические и экологические исследования, о системе мониторинга, разработанной ООО «Фертоинг». При высадке на остров Большой Тютерс участники экспедиции увидят, как выполняется дистанционное зондирование земной поверхности с помощью лазерных технологий.

В состав программы также войдет поисково-исторический блок, основанный на участии компании в экспедициях по поиску и обследованию судов, затонувших в годы Великой Отечественной войны, благодаря которому участники ближе познакомятся с историей той части акватории Балтийского моря, в которой пройдет Летняя школа.

На борту судна будут проводиться комплексные судовые работы на морской площадке карбонового полигона БФУ им. И. Канта (см. сайт Минобрнауки https://minobrnauki.gov.ru/action/poligony/). Будут определены содержание в осадках углеводородных газов, биомасса и таксономический состав бентоса; температура и соленость воды, скорость первичной продукции фитопланктона, седиментационный поток органического углерода из слоя фотосинтеза ко дну моря, содержание в воде растворенных газов (углекислого газа, метана, сероводорода, кислорода), потоки углеводородных газов на границах «вода-дно» и «вода-атмосфера», рН, прозрачность воды; содержание биогенных веществ и органической взвеси; биомасса и таксономический состав водной биоты (фито-, бактерио- и зоопланктона).

Это уже вторая комплексная съемка на морской площадке карбонового полигона в рамках реализации программы «Карбоновые полигоны» в Калининградской области (сайт Минобрнауки https://minobrnauki.gov.ru/action/poligony/).

Молодые ученые смогут приобрести бесценный экспедиционный опыт, узнают, как написать заявку на грант и как организовать научную морскую экспедицию, а также рассказать о своем исследовании и обсудить направления дальнейшей научной работы с ведущими российскими учеными.

В рамках работы Школы пройдет круглый стол «Плавучие университеты» с участием Минобрнауки РФ, представителей БФУ им. И. Канта, АО ИО РАН, НИУ ВШЭ и САФУ. На круглом столе будут обсуждаться вопросы организации плавучих университетов и возможности использования научных судов в качестве мобильных морских студенческих кампусов.

Максим Демин, к.ф.-м.н., проректор по научной работе БФУ им. И. Канта отмeчаeт:

“Дуэт БФУ им. И. Канта и АО ИО РАН уже четвертый год проводит такое знаковое мероприятие, как Международная летняя школа для молодых исследователей и обучающихся со всей России. Реальная экспедиция на реальном судне. Однако именно 2021 год, я уверен, положит начало новому вектору развития в совместной исследовательской деятельности университета и научной организации.

Дело в том, что именно сейчас БФУ им. И. Канта в тесном сотрудничестве с АО ИО РАН разрабатывает стратегию создания и развития на территории нашего региона карбоновых полигонов. И одной из таких карбоновых площадок мы заявляем ключевую точку исследований предстоящей экспедиции – Гданьскую впадину (участок территориального моря Российской Федерации) вблизи от побережья Калининградской области), которая будет задействована для мониторинга и исследования вод Балтийского моря с целью оценки их эмиссионного и секвестиционного потенциалов в условиях различных природных и антропогенных изменений.

Что такое карбоновые полигоны? Это природные площадки, на которых проводится полевой анализ территории для расчета биомассы, видового состава растений и состояния почв, сбор информации при помощи космических и беспилотных систем, наземных сенсоров, после чего весь полученный массив данных анализируется с использованием машинного обучения для построения моделей, позволяющих экстраполировать сведения об углеродном балансе эталонной площадки на другие территории.

Карбоновый полигон позволяет отработать комплекс научных и технологических решений для создания системы достоверного учета поглощения и выбросов парниковых газов, а также собрать массив экспериментальных данных для разработки уточненной методики оценки углеродного баланса природными экосистемами.

Плюс к этому, как и в случае с проводимой Международной летней школой, мы проектируем карбоновые полигоны именно в формате научно-образовательных площадок, на которых студенты БФУ будут приобретать компетенции, в прямом смысле слова, экологии и климатологии будущего.

Лейла Баширова, к.г.-м.н., зам. директора по научной работе АО ИО РАН, старший научный сотрудник лаборатории морского природопользования кафедры географии океана БФУ им. И. Канта:

“Изучение морей и океанов не может происходить в формате лекций в традиционных аудиториях. Именно плавучие университеты позволяют реализовать подход «Обучение через исследования». А корабли науки – это наилучший вариант мобильных студенческих кампусов. Кроме того, студенты на судах работают вне информационного шума из-за отсутствия мобильной связи на судах. Получается такой бесплатный цифровой детокс, включающий смену обстановки и полное погружение в научно-образовательную работу.”

Добавлeны абзацы 8 – 10.

Ранee Станислав Корякин указал, что Большая Арктическая Регата призвана повлиять на развитиe прибрежных районов.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии