Фото предоставил А. Яковлев.

Размышления по поводу гибели Ан-22 над Атлантикой

Эти размышления возникли в связи с церемонией, посвящённой событию 53-летней давности – гибели  над Атлантикой советского самолёта Ан-22 с экипажем. На кладбище Новодевичьего монастыря 18 июля прошло возложение венка к стеле экипажа Ан-22.

На церемонии выступили Посол Республики Перу в РФ Хуан дель Кампо Родригес и Щетинин Александр Валентинович, Директор ЛАД МИД РФ. Присутствовали также Белинский Владимир Георгиевич, дипломаты и сотрудники Посольства и Атташатов, родственники погибших спасателей и пресса.

Фото: А. Яковлев.

Трагическому событию предшествовало Великое Перуанское землетрясение, в результате которого погибло семьдесят тысяч жителей страны и около восьмисот тысяч остались без крова. СССР откликнулся на трагедию, отправив в Перу сотни тонн технического имущества, продуктов питания и медицинского оборудования. Советские врачи приняли более 45 тыс. пациентов, сделали свыше 10 тыс. прививок, предотвративших болезни и эпидемии. К транспортировке в Лиму людей и грузов были привлечены новейшие и самые вместительные по тем временам военно-транспортные самолёты Ан-22 «Антей». Один из них исчез над Атлантикой.

В тот день, 18 июля 1970 года, я был бортовым переводчиком в составе экипажа Ан-22 (бортовой номер 09305), поднявшегося с подмосковного аэродрома Чкаловский и летевшего в паре за исчезнувшим над Атлантикой «Антеем» (бортовой номер 09303). Моя задача состояла в поддержании радиосвязи с наземными радиодиспетчерскими пунктами по маршруту полёта и в местах посадок. Наш маршрут протяжённостью свыше 17 тысяч километров был поделён на четыре этапа: до Кефлавика (Исландия), Гандера или Галифакса (Канада), Гаваны (Куба) и Лимы (Перу).

До Кефлавика – как оказалась, это была авиабаза ВМС США – полёт проходил штатно. Оба самолёта приземлились на дозаправку и кратковременный отдых экипажей, а затем, взлетев с часовым интервалом, продолжили полёт в западном направлении. Мой самолёт, летевший вторым, благополучно достиг североамериканского континента. Первый же через 47 минут после взлёта в Кефлавике исчез с экранов радаров, на вызовы не отвечал и ни в один из аэропортов не прибыл. При этом никаких сообщений о неисправностях от него не поступало. В истории Ан-22 это была первая катастрофа, причина которой на дне Атлантического океана.

Ежегодно перуанское посольство в российской столице приглашает родственников погибших и членов второго экипажа на церемонию поминовения и возложение венка к их стеле. С годами горечь и боль у причастных к трагедии слабеют. Все меньше родных и членов моего экипажа приходит помянуть погибших. В этом году в ней приняли участие лишь несколько человек, прибывших из Иванова и Тольятти. Выступившие на церемонии посол Перуанской Республики Хуан дель Кампо Родригес и директор латиноамериканского департамента МИДа Александр Валентинович Щетинин подчеркнули, что в этот день подобные мероприятия проходят и в перуанском мемориальном комплексе Кампосанто г. Юнгай и в госпитале в административном центре департамента Анкаш – г. Уарас, где установлены монументы погибшему экипажу, и что 18 июля стало символом солидарности наших народов, связанных многолетними узами дружбы и тесных человеческих контактов.

Причина гибели пропавшего в водах Атлантики «Антея» до сих пор не установлена. Её пытались объяснить обстоятельствами других более поздних крушений «Антеев», в частности, усталостными разрушениями поверхности лопастей передних винтов. Но во всех приводимых в пример случаях экипажи продолжали вести переговоры с землёй, самолёты продолжали пилотироваться и рушились лишь при столкновении с землёй.

Мне представляется, что пропавший в небе Атлантики Ан-22 внезапно прервал общение с радиодиспетчерами, перестал пилотироваться и просто взорвался в воздухе. А произойти это могло потому, что на авиабазе ВМС США в Кефлавике его, по не понятной мне причине, открыли для посещения американским лётно-техническим персоналом, среди которого могли оказаться представители спецслужб США, не заинтересованных в скором восстановлении Перу и укреплении дружбы между СССР и Перуанской Республикой.

Такой вывод первыми сделали кубинские журналисты, поместив следующим утром, 19 июля, на первую полосу газеты «Гранма» рисунок, на котором американский ковбой сбивает из кольта голубя с надписью «СССР».

И я с ними полностью солидарен.

Участник трансатлантического перелёта на

самолёте Ан-22 «Антей», капитан 1 ранга Александр Яковлев

Ранее сообщалось, что из штаба “Москва помогает” на передовую отправили средства защиты и связи.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии