Вице-адмирал А. И. Шевченко.
Фото из личного архива А. И. Шевченко.

Вице-адмирал А. И. Шевченко: На мир смотрю глазами противолодочника

Материал А. И. Шевченко к публикации подготовила Т. Родионова.

Рассказывая о своей службе редакции «МиК», вице-адмирал Анатолий Иванович Шевченко подчёркнул, что его профессия выработала особый взгляд на жизнь. Он стал единственным в нашей стране подводником, совершившим три похода к Северному полюсу, а также к Полюсу недоступности. В профессиональной среде его называют «патриархом» арктических подводных плаваний.

Вице-адмирал А. И. Шевченко:

– Да, с высоты прожитого и более пяти десятков лет не прекращающейся до сих пор флотской службы подводника я могу уверенно сказать: считаю себя счастливым человеком и вполне удачливым офицером флота. В чём моё счастье? И в жизни, и в службе многое состоялось с неплохими результатами. Нормальная семья, замечательная жена, дочь, сын, который тоже выбрал дорогу флотского офицера. Я до сих пор ежегодно подтверждаю свою пригодность, в том числе и по состоянию здоровья, выходить в море в качестве наставника и эксперта. Реализую это до настоящего времени».

Трижды в разные годы А. И. Шевченко представлялся к званию Героя Советского Союза, один раз – к званию Героя Российской Федерации. Но по некой случайности фамилия его, как он сам замечает, всегда выпадала из списка награждённых…

А. И. Шевченко продолжает рассказ:

– Я благодарен Богу и судьбе за флотских начальников, которые были для меня и Учителями, и Наставниками. И – духовниками. Конечно же, у меня были и завистники, и недоброжелатели. Может быть, от того, что я так воспитан: иметь своё мнение, отстаивать его, говорить правду, не отходить от принципов морали.

Я счастлив тем, что на меня пал выбор и мне довелось совершить столько необычных походов в моря и океаны – под водой и подо льдом, – сколько хватило бы доброму десятку командиров. В походах бывало всякое: и экстремальные ситуации, и аварии, и другие флотские беды. Но главное было в том, что мои подчинённые из походов возвращались в базу живыми и здоровыми, а задачи выполнялись с высокими оценками, что подтверждало правильность подходов и акцентов в выборе мною главных направлений в работе как в качестве командира подводной лодки, так и в последующих должностях.

Один важный эпизод существенно повлиял на всю мою жизнь и службу. Хотя большая часть моего детства каждое лето проходила у деда и бабушки в живописном, по-домашнему уютном городе Ананьеве, в последние годы школьной учёбы в Одессе и в период срочной службы матросом на эскадренном миноносце «Бедовый» Черноморского флота я к ним не приезжал.

А эта, последняя встреча не могла не состояться. За несколько дней до начала учёбы в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова я приехал к деду. Уже со сверкающими якорями на погонах моей белой форменки, а на ленточке бескозырки – «Высшее военно-морское училище». Когда я сказал деду, что буду офицером флота, я услышал от него – кадрового офицера русской армии, прошедшего фронты Первой мировой и Гражданской войн, который под руководством С. М. Будённого создавал первые кавалерийские, даже не эскадроны, а, скорее, отряды будущей 1-й Конной армии, – два напутствия. Они и определили во многом мою последующую жизнь.

Эту жизнь нельзя, как и большинству офицеров флота моего поколения, отделить от служения Отечеству. Жизнь моя прошла с чувством необходимости и ответственности выполнения этих напутствий моего деда:
«Станешь офицером – живи по справедливости! Праведно!»
«Какое бы дело тебе ни поручили, делай его так, чтобы лучше его не смог сделать никто!»
И последние его слова: «Ты в восьмом поколении нашего рода станешь офицером! Не забывай об этом…» Дед не дожил до моего производства в офицеры. Жаль! Но он остался для меня кумиром.

Я же с годами стал понимать, почему самые сложные задачи выпадали именно мне: моему экипажу, моей 33-й дивизии. И почему служба на подводных лодках никогда не была мне в тягость…

По-видимому, это и были результаты моего отношения к напутствиям мудрого предка… А фактически вся жизнь была, как я себе определил, подготовкой к удаче и к готовности её принять – в любом возрасте и должности. Для этого мне нужны были знания, навыки и умение.

Умение (в силу сложившихся обстоятельств) в должности командира группы управления БЧ-2 успешно выполнить программу государственных испытаний первой крылатой ракеты с подводным стартом, что позволило принять на вооружение новый ракетный комплекс «Аметист». Умения и знания сдать на допуск к самостоятельному управлению атомной подводной лодкой 670-го проекта – через полгода после назначения помощником командира – и получить право (в приказе командира 11-й дивизии) самостоятельного несения командирской вахты на боевой службе.

В 33 года в звании капитана 3 ранга стать командиром атомной подводной лодки. А спустя год, без раздумий, с незнакомым мне вновь сформированным экипажем убыть на ЛАО и принять от промышленности новый подводный корабль. Успешно и в срок выполнить программу государственных испытаний. И спустя время, после доработок, получить замечательную, самую малошумную в Военно-морском флоте атомную подводную лодку «К-513» и привести её в Западную Лицу в состав 33-й дивизии.

Мне и экипажу было оказано доверие: выполнить специальную задачу похода подо льдами Арктики на Северный полюс в 1979 году. Здесь я получил первые уроки арктической науки подлёдного плавания. Задача была выполнена: ПЛ «К-513» всплыла в чистой полынье в назначенное время в районе Северного полюса, за что была награждена Вымпелом министра обороны «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в походах».

После 15-летнего перерыва подобных походов к полюсу были освоены новые приборы и станции, средства ледовой разведки, проверена правильность школы арктических походов 1-й флотилии ПЛ. В этом была огромная заслуга офицеров, мичманов, матросов экипажа и походного штаба, за что многие были награждены правительственными наградами. А я получил возможность быть зачисленным на заочное обучение в военно-морскую академию – «с последующей (после похода на полюс) сдачей экзаменов».

Таким образом был завершён первый этап моей службы в должности командира ПЛ «К-513». Его итоги: капитан 1 ранга, два ордена Красного Знамени, опыт работы с людьми, опыт боевых служб и достаточная для войны профессиональная подготовка командира-противолодочника, постижение основ безопасного выполнения задач подо льдами Арктики, опыт экстремальных ситуаций на фоне чрезвычайных происшествий с оружием, в том числе ядерным, опыт чрезвычайных ситуаций с ядерной энергетической установкой на боевой службе с ухудшением радиационной обстановки на корабле, опыт захода и стоянки в иностранном порту и т.д.

Впереди меня ждали новые задачи, более трудные. Чем выше должность, тем шире горизонты, тем выше самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение.

В последующие годы я неоднократно возвращался к стилю работы (лично со мной и всеми моими сверстниками) моих наставников и начальников. На первом месте оказывалась правильная краткая и ясная постановка задачи, а также предложение в короткий срок выработать замысел и принять решение. На втором месте был подбор исполнителей и работа с ними, то есть воспитание единомышленников, соучастников в решении главной задачи. В основе этого – доверие и предоставление самостоятельности. На третьем месте – разбор! Тщательный анализ – поэтапный и всесторонний. Оценка результатов. Итог!

Подобная работа со мной, командиром ПЛ «К-513», когда я готовился на свою первую службу в Средиземном море, проводилась Е. Д. Черновым – тогда первым заместителем командующего 1-й ФлПЛ Северного флота. Далее – в должности заместителя командира дивизии, когда я дважды проходил стажировку помощника руководителя атак ОБК (12 ПЛ в районах торпедных стрельб). А спустя месяц – уже в должности руководителя торпедных стрельб при атаках ОБК на крейсере «Мурманск».

Уровень и объём подготовки, масштаб доверия ко мне, недавно ставшему заместителем командира дивизии, сегодня у многих может вызывать удивление. Весьма смелое, на первый взгляд (даже по тем временам), доверие ко мне со стороны командующих флотилией и флотом. Безусловно, доверие надо было оправдывать. Таких поводов было много и в дальнейшем. И я старался. Вот когда пригодился накопленный багаж знаний и умений, который вколачивали в меня мои строгие и взыскательные начальники. Спустя годы я многих помню и благодарен им за высокую школу.

Это доверие помогло, с одной стороны, видеть и трезво оценивать свою личную самостоятельность, степень готовности к различным обстоятельствам и объективность самооценки. А с другой стороны, обретать большую уверенность в принятии решений и действий, которые в экстремальной ситуации должны приниматься мгновенно.

 (Окончание следует.)

Ранее  моряки посвятили встречу в РГО традициям флота.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии