В Московском авиационном институте учёные продолжили разработки, которые послужат для предотвращения обледенения поверхности воздушных судов в полёте. Об этом сообщили в пресс-центре МАИ.
Как отмечается, разработка МАИ будет полезна и для таких областей индустрии, как аэрокосмическая промышленность.
Учёные Московского авиационного института зарегистрировали три программные комплекса, которые могут использоваться для борьбы с наледью, возникающей на поверхности воздушных судов при полёте в переохлаждённом воздухе с повышенной влажностью.
Обледенение ухудшает аэродинамические характеристики, управляемость и устойчивость лайнеров. Это может нарушать работу двигателя, приборов навигации. Корка льда снижает подъёмную силу крыла, что может приводить к внештатным ситуациям. Причём чем выше скорость полёта, тем быстрее образуется наледь — например, известны случаи, когда лёд нарастал со скоростью 2,5 см в минуту.
Учёные кафедры 105 «Аэродинамика летательных аппаратов» МАИ предложили физико-математические модели, которые с высокой точностью описывают процессы на обтекаемой газом поверхности. А значит, помогают найти решение, как этими процессами можно эффективнее управлять. Работы ведутся в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по теме «Развитие методов численного моделирования высокоскоростных многофазных течений» под руководством доктора физико-математических наук, старшего научного сотрудника, профессора кафедры Юрия Никитченко.
— Первым делом в полёте обледеневает лобовая часть крыла. При образовании наледей роговидной формы резко падает подъёмная сила крыла, что и является причиной многих авиационных происшествий при взлёте и посадке. Чтобы в дальнейшем разрабатывать какие-то более эффективные средства от обледенения, вначале нужно научиться прогнозировать форму нароста и влияние этой формы на потоки воздуха, обтекающие крыло, — уточняет специалист кафедры 105 МАИ Максим Березко.
В настоящее время разработаны три специализированные программные комплекса, которые впервые позволили решить фундаментальную задачу о течении газов в районе тонкой и острой передней кромки крыла, воздухозаборного устройства летательного аппарата и в слое Кнудсена.
Подобные физико-математические модели существовали и ранее, однако новое решение содержит гораздо меньше упрощений и допущений.
Разработка МАИ будет полезна и для областей индустрии, для которых характерно применение изделий в условиях разреженной газовой среды или плазмы, высокоскоростных потоков газа и т.п.
Ранее сообщалось, что студент подготовил испытания системы беспилотного управления космическим роботом.