Гендиректор АО “СПО “Арктика” Олег Логинов рассказал о задачах кораблeстроитeлeй. Матeриал, приводимый далee, распространила прeсс-служба корпорации ОСК.
Генеральный директор северодвинского предприятия Олег Логинов о специфике электромонтажного производства, расширении границ и кадровой политике.
Работа на двух берегах
– Олег Геннадьевич, вы возглавляете СПО “Арктика” с 2019 года. Как вы считаете, в чём специфика и уникальность предприятия?
– С заводами Северодвинска я знаком не понаслышке. Ещё будучи студентом Севмашвтуза, в конце 70-х проходил практику на производстве. После окончания института работал начинающим специалистом сначала в НИПТБ “Онега”, а затем на предприятии “Звёздочка” инженером-строителем кораблей. Полезным был и опыт работы на Севмаше заместителем главного инженера по военно-техническому сотрудничеству, когда приходилось решать вопросы переоборудования авианосца “Викрамадитья” для ВМС Индии.
Хорошо представляя специфику заводов, ценю важность работы, которую выполняют специалисты СПО “Арктика”. А это полный комплекс электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ, ремонт сложной электротехники и различного электрооборудования. Мы говорим так: до тех пор, пока на подводную лодку не пришёл электромонтажник, она не “дышит”. Как только начинается прокладка кабеля, включается электрооборудование, подаётся электропитание на системы и приборы – корабль оживает. Эта трудоёмкая работа требует колоссального профессионализма. Наши специалисты работают, буквально говоря, на двух берегах – на Севмаше и в ЦС “Звёздочка”, неизменно участвуя во всех проектах двух заводов.
– В каких крупных заказах есть вклад сотрудников СПО “Арктика”?
– За 70 лет работы коллектив объединения участвовал в постройке, модернизации, переоборудовании более 300 надводных и подводных кораблей, сдавал заказы для индийских и китайских военно-морских сил. Специалисты выполняли полный спектр электромонтажных работ на крупнейших гражданских заказах – это морская ледостойкая платформа “Приразломная” и самоподъемная буровая установка “Арктическая”. Продукция СПО “Арктика” используется на космодромах “Плесецк” и “Байконур”. Вклад наших специалистов трудно переоценить!
За последние годы выполнен важный объем работ. К середине 2021 года флоту сданы головные корабли проектов “Ясень-М” и “Борей-А” − “Казань” и “Князь Владимир”. Ведутся работы на АПЛ “Князь Олег”, “Новосибирск” , “Белгород” и других заказах. Специалисты СПО “Арктика” тоже участвуют в испытаниях в составе сдаточных команд.
От Мурманска до Севастополя
– В СМИ прошла информация о том, что предприятие расширяется географически, появляются новые представительства в других городах.
– Мы поставили перед собой несколько амбициозных задач. Одна из крупных – это создание Центра производственной специализации “ОСК-Электромонтажные работы” (ЦПС “ОСК-ЭМР”), где нашему объединению доверили роль головной организации. Эта инициатива СПО “Арктика” была поддержана Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).
Центр производственной специализации предполагает сеть компактных и эффективных производственных филиалов в контуре корпорации. Цель ясна: это качественное оказание услуг в области электромонтажных работ и комплексных поставок электротехнической продукции.
Развиваться, а не стоять на месте − требование времени. Поэтому СПО “Арктика” активно расширяет географию в регионах присутствия ОСК. Функционируют четыре обособленных подразделения: в Снежногорске, Мурманске, Севастополе и Калининграде, а также представительство в Санкт-Петербурге. Кроме того, на базе представительства в северной столице ведется создание инженерного центра. В Снежногорске и Мурманске наши специалисты выполняют работы по ремонту на авианосце “Адмирал Кузнецов”, на атомных подводных лодках “Тигр” и “Тамбов”. На Западе России, в Калининграде, у СПО “Арктика” подписываются договоры на выполнение полного комплекса ЭМР и регулировочно-сдаточных работ на двух больших десантных кораблях для ВМФ России и на двух фрегатах для ВМС Индии. Специалисты также примут участие в строительстве морозильного рыболовного траулера “Виктор Гаврилов” на ПСЗ “Янтарь”. Это судно — самый большой траулер, который строится на российских верфях за всю их историю!
Продолжаются работы и на юге в Севастополе: там СПО “Арктика” ведет ЭМР на плавучем кране ПК-400. В планах начать работы на втором плавучем кране, который строится для ПО “Севмаш” − ПК-700.
– С предприятиями со схожей спецификой развиваете сотрудничество?
– Да, стараемся поддерживать и укреплять связи с предприятиями-смежниками. Совсем недавно родилась мысль создания единого сообщества в форме ассоциации, консорциума, который объединил бы предприятия различных форм собственности, участвующих в кораблестроительных и судоремонтных программах. Идея не нова. Раньше, в советские годы, большинство из кандидатов этого сообщества были объедены шестым Главком Минсудпрома СССР и работали, так сказать, в одном периметре. Решая такую задачу, мы пытаемся консолидировать существующие профессиональные и производственные силы в отрасли.
И конечно, мы выступаем за обмен опытом с коллегами. В 2020 году впервые в истории отечественного судостроения в Северодвинске прошла всероссийская научно-техническая конференция “Судовой электромонтаж”, которую организовало СПО “Арктика”. В ней приняли участие предприятия и проектные организации со всей страны. Это мероприятие планируем сделать ежегодным.
Ценить специалиста
– Большой объем работ – это потребность в квалифицированных кадрах. Как привлекате специалистов?
– В объединении работает более 4500 человек. Для сравнения: лет пять-шесть назад было чуть более 3200 человек. Мы всегда подчёркиваем: свыше 30% персонала СПО “Арктика” имеет высшее образование. Инженеры осуществляют полную поддержку основного производства, постоянно взаимодействуя с рабочими и мастерами в цехах. Специалисты разрабатывают актуальную конструкторскую и технологическую документации, находят лучшие решения для каждого корабля в серии.
В целях привлечения кадров предприятие долгие годы сотрудничает в Северодвинске с Севмаштузом (ИСМАРТ), который реализует программу обучения по системе “завод-втуз”, а также Техническим колледжем САФУ и нашим базовым учебным заведением – Северодвинским техникумом электромонтажа и связи. Такой подход позволяет реализовать наиболее приближенный к производству процесс обучения. Когда выпускник приходит на рабочее место, он уже многое знает и умеет.
Сейчас развиваем идею целевого обучения в вузах России. География учебных заведений – Санкт-Петербург, Мурманск, Северодвинск, Калининград, Севастополь. Там появляются хорошие перспективы не только для юных северодвинцев, но и для жителей других регионов. Заключение договора с электромонтажным предприятием позволит выпускникам получать дополнительные меры поддержки, например, оплачиваемую практику в период обучения, а после окончания вуза – гарантированное трудоустройство. А предприятие в свою очередь привлекает молодые квалифицированные кадры, ориентированные на развитие производства.
– Но молодые кадры важно еще и удерживать в северном городе. Какие существуют программы мотивации сотрудников?
– В 2021 году было принято новое Положение о социальных выплатах для работников СПО “Арктика”. Один из приоритетов – система поддержки молодых работников и семей с детьми. Так, ребята, отслужившие в армии и вернувшиеся на производство, получают “подъёмные”. По традиции большинство из них после службы возвращаются на родное предприятие.
Предусмотрены единовременные выплаты при вступлении в брак, при рождении детей, компенсация части процентов при ипотечном кредитовании и т. д. Кроме того, проводим внутризаводские соревнования по разным видам спорта на собственном стадионе “Энергия” и в нашем ФОК “Арктика”, на природе – летние туристические слеты. Активно организуем санаторно-курортное лечение и отдых детей в лагерях, и многое другое. Согласитесь: такая крепкая социальная поддержка – хороший стимул для специалистов.
На предприятии сильна роль трудовых династий. Есть такие семьи, где стаж работы нескольких поколений составляет 200 и более лет! Нынешним специалистам необходимо поддерживать высокую планку, которую передали нам наши ветераны. Их мы будем чествовать на большом празднике в честь 70-летнего юбилея СПО “Арктика” в апреле 2022 года, к которому мы начали готовиться уже сейчас.
Ранee сообщалось, что на первом серийном атомном ледоколe «Сибирь» начали испытания системы электродвижения.