Лоцманские госструктуры сегодня несут потери в миллиарды рублей, – рассказывает Председатель Межрегионального профсоюза лоцманов, лоцман порта Санкт-Петербург, капитан дальнего плавания Владимир Кабанов.
“По данным Союза лоцманов России, на сегодня государственная лоцманская служба стала убыточной и несет большие финансовые потери. Об убытках разговор пошел с 2008 года, через некоторое время после того, как произошло образование частных лоцманских служб”, – указал Кабанов.
“При этом такой результат – вовсе не следствие конкуренции между государственными и коммерческими структурами.
Получивший вначале, после соответствующего решения Министерства транспорта в 2004 году, прибыльную лоцманскую службу ФГУП «Росморпорт» уже спустя четыре года оказался совсем в другой ситуации.
По нашим подсчетам, с 2008 по 2014 годы суммарный убыток ФГУП «Росморпорт» по лоцманской деятельности составил порядка 4 млрд рублей. Нынешняя ситуация продолжает сложившуюся тенденцию.
Почему так получается? Проблема убытков Росморпорта по лоцманской деятельности обсуждается лоцманами со времени её появления.
На первый взгляд выглядит всё просто.
Кроме ФГУП «Росморпорт», с 2005 года лоцманскую проводку стали оказывать частные лоцманские компании, возникшие явочным порядком в портах. При этом реальность такова, что Росморпорт начал уступать право осуществлять лоцманскую деятельность частникам.
Очевидно, что расходы лоцманской организации на осуществление лоцманской проводки судна практически не зависят от размера судна, при этом доход прямо пропорционален размерам судна. Чем больше судно, тем больше доход. Поэтому частные организации по лоцманской проводке и появляются там, где есть возможность осуществлять прибыльную лоцманскую проводку в основном больших крупнотоннажных судов – огромных круизных лайнеров, танкеров, балкеров или контейнеровозов. Но поскольку Минтранс устанавливает районы, где лоцманская проводка является обязательной, то государственное предприятие «Росморпорт» вынуждено осуществлять лоцманскую проводку всех судов, в том числе и большое количество небольших, убыточных судов.
Однако это еще не все причины убытков. Мы, лоцманы, можем назвать некоторые из главных.
Конечно же, одной из них являются неправильно рассчитанные ставки лоцманского сбора. Например, в порту Калининграда ставки лоцманского сбора с судов намного ниже, чем в других портах. И при таких ставках организовать лоцманскую деятельность в порту рентабельно не представляется возможным.
Но, по-моему, главной причиной убытков является отсутствие социального партнерства, предписанного частью 2 Трудового кодекса РФ, на что пришло время обратить внимание представителям ФГУП «Росморпорт» и Минтранса и начать равноправный диалог с представителями лоцманов. При этом в стране почему-то никак не могут организовать компетентные лоцманские власти, которые в соотвeтствии с Резолюциeй ИМО А.960(23) должны нести ответственность и за качество подготовки лоцманов, и за правильность расчета ставок лоцманского сбора, и за убытки, если такие случаются.
А пока за убытки расплачиваются лоцманы и другие работники лоцманских служб”, – подчеркнул Владимир Кабанов.
Ранее океанологи представили результаты по сохранению морского культурного наследия.