Серия невероятных историй о подводниках открыта на сайте “За тех, кто в море!” очерком контр-адмирала Эдуарда Чухраева.
Как сообщают коллеги, публикация материалов начинается под общей рубрикой «Необыкновенные истории морской истории», где будут рассказы о реальных событиях в боевой и повседневной жизни военных моряков. Это события, произошедшие в разное время. Все они настолько необычны и экстремальны, что вызывают удивление и кажутся нереальными. Тем не менее, это и есть сложная военно-морская служба. Это и есть особенности деятельности Военно-Морского Флота. Такие истории вызывают гордость и огромное уважение к военным морякам.
Новый очерк контр-адмирала Эдуарда Чухраева открывает серию. “МиК” публикует фрагмент из неё.
«Заживо погребённые»: как советские моряки смогли спастись из подводной могилы
История почти невероятная. Это был первый боевой поход новенькой подводной лодки «С-11», которую зачислили в состав Балтийского флота буквально в начале Великой Отечественной войны, в июне 1941 года. Выйдя в море 13 июля, лодка более двух недель находилась на боевом дежурстве. За это время удалось потопить немецкий транспорт. Но, возвращаясь в базу, «С-11» напоролась на донную мину, подорвалась и затонула (по другим источникам, её торпедировала немецкая подводная лодка).
Подоспевшие наши катера подобрали погибших: тех, кто в момент взрыва находился на мостике. А по остальным решили, что они навсегда упокоились на морском дне в корпусе затонувшей подводной лодки.
Но тем временем в самом хвосте лодки, находящейся на глубине, в кромешной тьме ещё оставались живые люди, чудом уцелевшие после взрыва. Из всего экипажа в 50 человек выжили только четверо: старший торпедист Никишин, артиллерист Зиновьев и матросы-электрики Мазнин и Мареев. Несмотря на чрезвычайную ситуацию, они самоотверженно искали вариант своего спасения и выхода из затонувшей лодки. Но как это сделать? У них был только один путь наружу – через кормовой торпедный аппарат, в котором стояли две боевые торпеды. Чтобы получить возможность выхода, нужно было убрать хотя бы одну из них. Но как? Система управления на лодке не работала.
![](https://more-i-kosmos.ru/wp-content/uploads/2022/11/krasnoflotecz-v.v.-zinovev-starshij-krasnoflotecz-n.a.-nikishin-krasnoflotecz-a.v.maznin.1941.png)
Краснофлотец В. В. Зиновьев, старший краснофлотец Н. А. Никишин, краснофлотец А. В. Мазнин. 1941 г. Фото с сайта “За тех, кто в море!”
Тогда моряки решили использовать сжатый воздух, добыть который нужно из запасной торпеды, лежавшей на стеллаже. Они наощупь присоединили к ней шланг. Но клапан внезапно сорвало. И спасительный залп воздуха вырвался впустую в отсек, в котором давление мгновенно взлетело, так что у людей застучала кровь в висках.
Придя в себя, матросы оценили последний шанс — две заряженные боевые торпеды в аппарате. Сжатый воздух можно было взять в одной из них, но сначала смертоносный снаряд предстояло обезвредить. С величайшей предосторожностью торпеды соединили шлангом и дали пуск. Многотонная железка не сдвинулась с места. Мучились около пяти часов, и с четвёртого раза торпеда выстрелила.
Вроде бы путь свободен: 7 метров трубы диаметром всего 53 сантиметра. Теперь измученным морякам предстояло еще более сложное и опасное испытание — выйти через торпедный аппарат и подняться на поверхность. Ползти в узкой трубе торпедного аппарата очень трудно, а подниматься наверх надо медленно, чтобы не погибнуть от кессонной болезни. Перед лицом смерти подводники переоделись в чистую одежду и открыли крышку торпедного аппарата. Внутрь сразу хлынула вода. Первым пошел Никишкин. Он был довольно крупным и боялся застрять, а значит погубить остальных, но выбрался на поверхность за полчаса.
По уговору, следующим предстояло выбираться из отсека Мазнину. Протиснувшись через торпедный аппарат на волю, он стал дожидаться у борта подлодки появления Зиновьева. Но тот почему-то задерживался. Неужели потерял сознание? Обеспокоенный электрик рискнул вернуться назад в отсек.
Оказалось, что Зиновьев решил попробовать всё-таки спасти потерявшего рассудок Мареева. Вдвоем моряки пытались надеть на Василия дыхательный аппарат и втолкнуть его в трубу торпедного аппарата, однако безумец сопротивлялся, срывал с себя маску, выталкивал загубник. Помочь ему оказалось уже невозможно. Зиновьев до последнего уговаривал друга и провёл в затопленной подлодке около 15 часов.
Мазнин вновь выбрался через торпедный аппарат из отсека и начал подниматься по тросу. Запас кислорода в его спасательном аппарате подходил к концу, мешкать было нельзя. На поверхности Александра встретил заждавшийся Никишин. Уже была ночь. Приняли решение, что Никишин попытается доплыть до берега, чтобы вызвать помощь. И он поплыл буквально наугад (ориентируясь кое-как по звездам). Потом уже подсчитали, что марафонский заплыв длился семь с половиной часов! Никишин сумел преодолеть в холодной воде 15 километров. Когда добрался до берега, его заметил патруль. Перед тем как провалиться в беспамятство, Николай успел прошептать, что в море гибнут его товарищи.
А Зиновьев поднимался на поверхность уже совсем без сил, теряя сознание. К счастью, там его уже ждал катер, который вызвал Никишин.
Весть об уникальном спасении дошла до штаба соединения, и военных водолазов стали обучать, как выходить через торпедный отсек подлодки и незаметно пробираться в тыл врага. За годы Великой Отечественной погибли десятки советских подводных лодок. Практически всегда при этом смерть забирала весь экипаж. И лишь единственный раз троим морякам-балтийцам с подлодки «С-11» удалось практически невозможное: почти через сутки после гибели корабля они смогли подняться на поверхность.
Чудом спасшихся из подводного плена моряков отправили в госпиталь. Больше других досталось Никишину. Его на некоторое время парализовало, а температура тела после долгого пребывания в холодной воде упала до 34,5 градуса!
Едва оправившись, моряки вновь попросили зачислить их на флот. Никишин опять служил на подлодке, Зиновьев попал на тральщик, а Мазнин — на один из кораблей Ладожской флотилии, охранявших «Дорогу жизни» в Ленинграде. Они уцелели на войне и спустя несколько лет даже встретились.
Увы, это оказалось последним свиданием тройки отважных моряков. Вскоре Николай Никишин трагически погиб, защищая на улице от хулиганов совершенно незнакомую женщину.
Подлодку «С-11» подняли в 1956 году при расчистке фарватера. Найденные в отсеках останки членов экипажа субмарины были торжественно захоронены на гарнизонном кладбище в Риге. Над братской могилой поставили обелиск, на котором высечены фамилии 46 погибших советских моряков-подводников.
Ранее военные эксперты высказались в пользу диверсии на линкоре “Новороссийск” в 1955 году.